Всемирная история: учебник для 7 класса "Д'ячков 2015" - Новая программа

§ 24. Христианские храмы в жизни и культуре Средневековья

Христианские храмы воплощали в себе лучшие достижения в архитектуре и строительстве, живописи и скульптуре, они отражали виртуозное мастерство средневековых ремесленников самых разных специальностей. При этом храмы были центром духовной, политической и культурной жизни общества. Изучению роли и значения христианских храмов мы и посвятим данный параграф.

1. Храм в средневековом городе.

На главной площади средневекового города обычно находился кафедральный собор — церковь, в которой богослужение совершал епископ. Собор был виден из любого уголка города, а звон колоколов разносился по всей округе. В дни больших праздников собор мог вместить все население города. Горожане посещали храм не только для молитвы. В нем проходили самые важные и торжественные события в жизни города, а иногда и всей страны.

Многие соборы были местом коронации правителей государств. Например, в соборе Святого Петра в Риме короновали императоров Священной Римской империи, а местом коронации французских королей долгое время был собор в Реймсе.

Соборы служили усыпальницами для умерших священников, феодалов, почетных горожан. Здесь хранили мощи святых, выставляли чудотворные иконы. Люди, нарушившие закон, укрывались за стенами соборов и у алтарей просили справедливости и заступничества. В соборах проходили публичные лекции университетских профессоров, посвященные религиозным проблемам.

Духовенство стремилось, чтобы соборы укрепляли в сознании верующего образ великой и непоколебимой церкви. Короли и императоры, герцоги и князья возводили храмы, чтобы утвердить свое превосходство в феодальном мире. Состоятельные буржуа в стремлении спасти свою душу жертвовали на строительство храмов огромные суммы. Многие соборы Средневековья были построены с размахом и в короткий по тем временам срок. Например, собор в Шартре (Франция) был построен всего за 26 лет, а собор в Реймсе — и того быстрее. Однако иногда строительство растягивалось на многие десятилетия и даже столетия. Знаменитый собор Парижской Богоматери строили почти 200 лет (1163—1345 гг.). Пожары, нашествия врагов, землетрясения и другие обстоятельства вынуждали ремонтировать, перестраивать, менять архитектурные стили храмов.

Христианские храмы в Средние века занимали центральное место в жизни любого европейского города.

2. «Библия в камне».

В Средние века христианские храмы отличались богатым убранством. Стены, колонны, потолки и купола изнутри покрывались многочисленными изображениями Христа, Богородицы, апостолов, христианских святых и картинами на библейские сюжеты. Окна храмов украшали витражи — картины и орнаменты, выполненные из цветного стекла. Один церковный деятель писал о назначении витражей в соборе: «Картины в окнах предназначены, бесспорно, для того, чтобы показать простым людям, которые не умеют читать Священное Писание, то, во что они должны верить». Когда смотришь на художественное оформление храмов, становится понятно, почему христианские храмы называют «Библией в камне».

Христианский храм был разделен на две основные части. В восточной части церкви находился алтарь, у которого священник совершал службу. В западной части располагался вход в храм. Здесь обычно изображали сцены Страшного суда и Христа в роли высшего судьи. При всем своем величии соборы были местом смиренного познания Бога. Этой цели служили иконы и церковная настенная живопись, а также тысячи статуй, украшавшие стены храмов.

Рис. 1. Базилика Святого Франциска в Ассизи (Италия). Современный вид

Рис. 2. Крестово-купольный храм

3. Базилика — христианский храм.

В Раннем Средневековье наиболее распространенным типом христианского храма была базилика. Базилики встречались по всей территории Древнего Рима. Обычно это было прямоугольное сооружение, разделенное рядами колонн на три разных по высоте зала — нефа. Центральный, самый высокий неф, как правило, венчала полукруглая арка — апсида, где располагался алтарь. Во время молитвы женщины стояли в левом нефе, а мужчины — в правом. Люди, готовившиеся принять крещение, могли находиться только в притворе (прихожей) храма. Строгая и скромная архитектура базилик отражала демократические настроения первых христианских общин. Базилики оказывали существенное влияние на средневековую христианскую архитектуру стран Европы.

Под алтарем базилики часто устраивали крипту — тайное помещение, где находились захоронения основателей храма, священников или горожан, заслуживших особое почтение со стороны потомков.

К числу наиболее посещаемых европейских храмов относится базилика Святого Франциска в Ассизи (Италия). Строительство этого храма началось в 1226 г., через два года после смерти Святого Франциска. Его могила находится в подземных помещениях базилики. Храм неоднократно перестраивали. В XIII—XIV вв. лучшие живописцы Италии расписали стены базилики. Фрески Джотто ди Бондоне считают шедеврами средневековой западноевропейской живописи.

Наряду с базиликами в X—XI вв. возводили крестово-купольные храмы. Они получили распространение в Восточной Европе, на Руси, в Грузии и Армении. Разные по размерам, эти храмы всегда отличались своей прочностью. Их особенностью были крестообразно расположенные своды, над центральной частью которых возвышался купол.

Рис. 3. Святой Франциск проповедует птицам. Фреска Джотто. XIV в.

Рис. 4. Крестово-купольный храм — церковь Христа Вседержителя в Несебре (Болгария). Современный вид

Базилики и крестово-купольные храмы способствовали укреплению христианских ценностей.

4. Романский стиль — твердость и могущество.

Новая архитектура христианских храмов выросла из крепких стен римских базилик. Этот тип сооружений, популярный в странах Западной и Восточной Европы, специалисты назвали романским (то есть римским) стилем архитектуры. Он создавался в условиях феодальной раздробленности, бесконечных междоусобных войн и вражеских вторжений. Поэтому дома, построенные в романском стиле, отличались большими размерами, прочностью и практичностью.

Характерная особенность стиля — полукруглые арки. В толстых стенах домов обычно прорезали узкие, похожие на бойницы окна. Монастыри и замки, построенные в романском стиле, часто напоминали крепости. Не случайно лучшие средневековые крепости Европы построены именно в этом стиле.

Рис. 5. Христианская церковь в романском стиле

Рис. 6. Собор в Майнце (Германия). Современный вид

Рис. 7. Собор Святого Стефана в Вене (Австрия). Под храмом находятся большие катакомбы со склепом Габсбургов. Картина начала XX в.

Среди сотен храмов романского стиля можно назвать кафедральный собор в Майнце (Германия). Строительство собора началось в 1087 г., а завершилось в 1239 г. С особой пышностью и торжественностью в соборе проходили коронации монархов. Церковное помазание осуществлял местный архиепископ. Покровителем собора считают Святого Мартина Турского, известного своей миссией по распространению христианства. В крипте собора расположены гробницы 45 майнцских архиепископов и курфюрстов.

Храмы романского стиля сыграли важную роль в укреплении авторитета христианской церкви.

5. Готика — храмы, устремленные в небеса.

Готический архитектурный стиль — характерная особенность средневековой архитектуры. Готика получила широкое распространение в XII—XIV вв. Это архитектура больших соборов, церквей, замков, дворцов и ратушей. Строительство готических зданий обеспечивали успехи в области математики, физики и богатый практический опыт зодчих. Технические возможности позволили отказаться от толстых стен за счет укрепления каркаса — основы здания. Строители научились возводить тонкие легкие стены, заполненные огромными окнами, которые «выливали» солнечный свет внутрь храма. Характерные для готического стиля стрельчатые арки и тонкие колонны будто устремляли соборы к небесам. Стены, фасад, карнизы, окна украшала виртуозная резьба по камню с образами святых, апостолов, королей и императоров, различными узорами и орнаментами. Со стен и карнизов готических храмов на верующих взирали химеры и другие мифические создания, олицетворявшие ужасы ада.

Рис. 8. Кентерберийский собор с высоты птичьего полета

Рис. 9. Надгробие «черного принца»

В окна храмов вставляли витражи с изображением библейских сюжетов, подвигов благочестия отцов церкви, славных рыцарей и королей. Иногда витражи иллюстрировали сцены из повседневной жизни горожан и крестьян. Одно из главных украшений готического собора — роза.

Это огромное круглое окно, обычно расположенное над порталом (входом) и украшенное орнаментом и витражами.

Кентерберийский собор в Англии был построен в XI в. на месте храма, основанного в 597 г. Святым Августином. В свое время его направил сюда Папа Римский для распространения христианства. Ныне собор считают главным храмом английского королевства. У алтаря этого собора по приказу короля Генриха II был убит архиепископ Томас Бэкет, решительный сторонник укрепления католической церкви.

Здесь молился французский король Иоанн II

Рис. 10. Собор в Шартре. Современный вид

Рис. 11. Скульптурная группа у западного портала собора в Шартре

Рис. 12. Мадонна с младенцем. Витраж из собора в Шартре

Добрый, плененный англичанами в годы Столетней войны. В часовне у храма похоронен «черный принц» Эдуард, прославившийся своими победами в битвах при Креси и Пуатье.

Строительство собора в Шартре (Франция) началось в 1020 г. Изначально он задумывался как романский храм. Однако страшный пожар 1194 г. уничтожил значительную часть здания. Чудом уцелевший покров Девы Марии сделал собор местом паломничества и щедрых пожертвований. После пожара собор возрождали уже в готическом стиле. Его стены украшают более 4 тыс. скульптур и множество витражей, расположенных в 150 окнах храма.

Готический стиль — наивысшее достижение средневековой архитектуры.

Вопросы и задания

1. Какие задачи выполнял кафедральный собор в средневековом городе? 2. Почему христианские храмы называют «Библией в камне»? 3*. Объясните, чем базилика отличается от крестово-купольного храма. 4. Укажите основные особенности романского стиля средневековой архитектуры. 5. Согласны ли вы с утверждением, что готические храмы — наивысшее достижение средневековой архитектуры? 6. Используя текст параграфа, под руководством учителя заполните в тетради таблицу «Христианские храмы средневековой Европы».

Название собора

Архитектурный стиль

Время строительства

Страна

Отличительные особенности