Всемирная история: учебник для 7 класса "Д'ячков 2015" - Новая программа

§ 23. Христианская церковь и средневековое общество

История христианской церкви в Средние века была тесно связана с историей европейских государств. Вместе с народами Европы церковь пережила нашествия врагов, кровопролитные войны и жестокие эпидемии, голод и лишения. Как христианам удалось сохранить и укрепить свою веру и церковь?

Повторите: § 5.

1. Зарождение папства.

В первые столетия нашей эры в христианских общинах повысился авторитет епископов, которых считали преемниками апостолов. Епископы были учителями и наставниками, защитниками обездоленных. Они создавали больницы, приюты для бедных, сирот, больных и калек.

Долгое время императорский Рим был центром пороков и язычества, гонений и жестоких расправ над христианами. Согласно христианскому вероучению дело распространения здесь истинной веры было поручено одному из учеников Христа — апостолу Петру, который стал первым римским епископом. Все последующие римские епископы считались его продолжателями и занимали особое место в христианской церкви. Постепенно за ними закрепился титул папа (от греческого слова papas — отец). Город Рим в Средние века всегда занимал особое место, поскольку здесь жил и защищал веру папа.

Римские папы делали все возможное для укрепления авторитета церкви. Например, Папа Лев I (440—461) мужественно защищал город во время нашествий гуннов и вандалов. Папа Римский Григорий I (590—604) организовал борьбу с эпидемией чумы и голодом, охватившим Италию.

Усилиями римских епископов христианская церковь окрепла как организация верующих.

2. Образование государства римских пап.

Богатые земли и города Италии всегда привлекали завоевателей. Поэтому папы римские стремились создать свое государство и оградить папство от вторжений иноверцев и варваров. Они обратились за помощью к правителям франков, которые издавна поддерживали церковь и распространяли христианство среди подвластных им варварских народов (фризов, алеманнов, саксов). По просьбе Папы Стефана II франки совершили два похода в Италию против Лангобардского королевства, угрожавшего захватом «вечного города». Новый король франков Пипин Короткий разгромил лангобардов и передал Папе часть земельных владений в Италии. Так в 756 г. папа римскии стал не только духовным наставником верующих христиан, но и светским правителем. Возникло папское государство Патримоний Святого Петра, известное сейчас как Ватикан.

Рис. 1. Папа лев I останавливает наступление Аттилы. Фреска Рафаэля Санти в Ватикане (XVI в.)

«Дар» императора Константина

В Средние века в папской канцелярии появился документ, который называют «даром Константина». В нем говорилось о том, что римский император Константин Великий (306—337) после своего крещения даровал христианской церкви «город Рим, страны и города Италии и всего Запада». Ссылаясь на этот документ, многие папы претендовали на светскую власть над всей Италией и равное положение с европейскими государями. Однако еще в XV в. «дар Константина» признали фальшивкой.

Как это часто бывало в истории, неограниченная власть над подданными, а также огромные богатства не способствовали укреплению авторитета римских епископов. Период с X до середины XI в. характеризуется резким падением влияния пап, оказавшихся игрушкой в руках римских феодалов. Они свергали первосвященников, назначали на папский престол своих ставленников. Случалось, что папой называли себя одновременно двое-трое священников. Например, в X в. за 40 лет сменилось 15 пап.

Падение духовного авторитета папы римского в X—XI вв. ослабило влияние христианской церкви в странах Западной Европы.

3. Борьба римских пап с германскими императорами.

В XI в. в Западной Европе распространилось движение за укрепление авторитета папы и христианской церкви. Возглавили движение монахи большого монастыря Клюни, расположенного на юго-западе Франции. Преобразования в церкви поддерживали многие феодалы и простые люди. Лидером клюнийцев был монах Гильдебранд — «святой сатана», как его называли недоброжелатели.

По требованию клюнийцев были проведены серьезные реформы церковной жизни. В монастырях ввели очень строгие правила. Священникам запрещалось вступать в брак, чтобы не тратить силы и средства на содержание семьи. По решению Папы Николая II в 1059 г. выбирать римского епископа теперь могли только кардиналы — главные среди епископов. Раньше в выборах папы активно участвовали светские феодалы. Клюнийцы утверждали, что духовная власть выше светской, поскольку она исходит от Бога, поэтому короли, герцоги и другие феодалы должны подчиняться церкви и папе.

Огромное число верующих в странах Западной Европы было заинтересовано в укреплении христианской церкви.

В 1073 г. Гильдебранда избрали Папой под именем Григория VII (1073—1085). Свои взгляды на папскую власть он изложил в документе, названном «Диктат Папы». Григорий VII свято верил, что имеет право диктовать свою волю всем верующим христианам, в том числе королям, князьям и императорам.

Из «Диктата Папы» Григория VII (1075 г.)

Папа начертал:

Римская церковь создана единым Богом.

только римский епископ по праву называется Вселенским.

только он один может низлагать епископов и восстановлять их.

Он может низлагать императоров.

Никто ему не судья.

Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству Писания, не будет заблуждаться.

Не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью.

Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам.

? 1. Какие положения документа направлены против притязаний германских императоров? 2. Как «Диктат Папы» выступает против православной церкви? 3. Считает ли Папа свою власть выше власти светских правителей и почему? 4. Почему, по мнению Григория VII, нельзя критиковать действия и поведение папы римского?

Главным противником Папы был германский император Генрих IV (1056—1106), который считал, что в своих владениях он имеет право инвеституры. — назначения епископов на должность. Папа Григорий VII потребовал от императора полного подчинения в вопросах церковной жизни. В ответ германский император заявил: «Мы, Генрих, король милостью Божьей, со всеми нашими епископами говорим тебе — ступай вон!». В свою очередь Папа Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его вассалов освободил от обязанности приносить присягу на верность сеньору. В Германии началось восстание против императора.

«Хождение в Каноссу»

В 1077 г. Папа Григорий VII укрылся от врагов в неприступном замке Каносса. Сюда прибыл германский император Генрих IV. В одежде грешника, босиком он три дня добивался встречи с Папой в надежде получить у него прощение. Наконец встреча состоялась, и Папа Римский простил императора. Генрих вернулся в лоно церкви и к управлению империей. Сегодня крылатое выражение «хождение в Каноссу» означает неискреннее покаяние и покорность с целью дальнейшей мести.

Рис. 2. Папа Римский Григорий VII. Медаль

Рис. 3. Инвеститура. Король передает епископский посох священнику. Миниатюра XIV в.

Генрих IV подавил восстание вассалов-мятежников, а затем направил армию на Рим, чтобы расправиться с Папой. Несмотря на помощь наемников-норманнов, Григорию VII пришлось покинуть Рим. Он умер в изгнании.

Борьба римских пап с германскими императорами продолжалась еще 100 лет и закончилась подписанием договора о согласии. Германским императорам не удалось подчинить папское государство своей власти.

4. Великий раскол.

Реформы клюнийцев и рост авторитета римских пап вызывали беспокойство у византийской власти. Патриарх Михаил запретил богослужение во всех латинских церквях Константинополя.

В ответ на это Папа Лев IX отправил в Константинополь послов, которые требовали признать верховенство папы в вопросах веры и в управлении всей христианской церковью, поскольку он является духовным преемником апостола Петра.

Свои требования Папа подкреплял положениями «дара Константина».

В июле 1054 г. в соборе Святой Софии посланники Папы Римского объявили об отлучении от церкви константинопольского патриарха.

В свою очередь, патриарх наложил анафему (проклятие) на Папу Римского.

В 1054 г. произошел первый раскол (схизма) христианства, разделивший христианскую церковь на западную католическую и восточную православную.

Рис. 4. Константинопольский патриарх Михаил и Папа Римский лев IX. Средневековая миниатюра

В католических странах последователей православия стали называть схизматиками. После гибели Византийской империи в XV в. православная церковь разделилась на несколько автокефальных (самостоятельных) церквей, также возглавляемых патриархами.

5. Ереси и еретики.

Среди христиан всегда были люди, которые отвергали организацию и вероучение христианской церкви. Они осуждали богатства церкви, монашество, учили, что церковь проповедует ложную веру. Таких людей называли еретиками, а их вероучение — ересью. Еретики считали, что папа римский не может быть главным священником, так как все христиане равны перед Богом.

Ересь — религиозное учение, враждебное господствующей церкви.

Рис. 5. Казнь еретиков. Современный рисунок

Рис. 6. Осада города еретиков. Современный рисунок

Некоторые еретики скрывали свои взгляды. Однако большинство из них были настоящими фанатиками. Они верили, что несут людям истинное слово Божье. Движения еретиков охватывали отдельные христианские общины, города, а иногда и обширные области разных европейских стран. Обычно ересь распространялась среди людей небогатых, задавленных бедностью и феодальным гнетом. Но среди еретиков были и состоятельные ремесленники и купцы, не желавшие делиться своими доходами с церковью и «кормить» священников.

Для борьбы с ересями в католической церкви была создана инквизиция (в переводе с латинского языка — расследование). Инквизиторы разыскивали, судили и наказывали еретиков. Как правило, отъявленного еретика сжигали на костре. Считалось, что огонь очищает грешную душу. Когда движение еретиков охватывало большие массы людей, против них организовывали крестовые походы.

Ереси распространились во многих странах Европы.

Они подрывали авторитет и могущество католической церкви.

6. Нищенствующие ордена.

Многие священники и монахи понимали, что бороться с ересями нужно не силой оружия и судом инквизиции, а простой и понятной проповедью. Так возникли нищенствующие ордена монахов, которые несли людям слово Божье, получая за это милостыню от верующих. В Средние века самыми почитаемыми в народе были Орден доминиканцев и Орден францисканцев.

Святые Франциск и Доминик

Святой Франциск Ассизский (1182—122б) родился в семье богатого итальянского купца. Он мечтал о подвигах и славе, участвовал в жестокой междоусобной войне. Оказавшись в плену, Франциск решительно поменял взгляды на жизнь. Он отрекся от богатства, облачился в нищенскую одежду и стал ухаживать за больными людьми. Франциск призывал вернуться к простой жизни апостольских времен. Проповедь мира и простоты, близость к людям и животным были идеалами Франциска Ассизского, которого католическая церковь признала святым вскоре после его смерти. Последователи Франциска создали орден нищенствующих монахов, служивших «святой бедности».

Испанский монах святой Доминик Гусман (1170—1221) был выходцем из феодальной среды и прославился своей добротой и состраданием к людям. Он понял, что искренняя проповедь Евангелия сильнее всякого оружия. По инициативе Доминика в 1216 г. возник орден нищенствующих проповедников. Доминиканцы верой и правдой служили папе. На гербе ордена изображен пес, несущий в пасти горящий факел, поэтому доминиканцев часто называли «псами Господними». На орден были возложены обязанности суда инквизиции.

Странствующие монахи проповедовали в городах и селах, рыцарских замках и королевских дворах, монастырях и университетах. Главным оружием проповедников был краткий поучительный рассказ. Монахи приводили «примеры из жизни» о чудесных исцелениях, страданиях грешников, прославляли праведников, доказывали правоту христианской церкви. Проповеди были понятны людям, ведь к ним обращались на родном языке. Люди верили бедному монаху, а значит верили и христианской церкви, которой он служил. Нищенствующие ордена странствующих монахов помогли остановить распространение ересей и укрепить влияние католической церкви.

Вопросы и задания

1. С какой целью римские папы создали свое государство? Как римскому епископу удалось стать светским правителем? 2. Кто такие клюнийцы и каких целей они добивались? 3. Используя текст параграфа, в тетради дайте определения терминов, понятий и названий: миссионеры, Патримоний Святого Петра, «дар Константина», инвеститура, «хождение в Каноссу», анафема. 4. В чем причины многолетней борьбы между германскими императорами и римскими папами? 5. Какие события привели к расколу христианской церкви на католическую и православную? 6. Какие средства и методы использовала католическая церковь в борьбе с еретиками? 7*. Считаете ли вы различия между католиками и православными непреодолимыми? Что их объединяет? 8*. Почему нищим монахам удалось победить ереси, а вооруженные отряды терпели поражения?