Всемирная история: учебник для 7 класса "Д'ячков 2015" - Новая программа

§ 22. Практическое занятие. Средневековые школы и университеты. Жизнь средневекового студента

В ХII—ХIII вв. в Западной Европе произошли решительные изменения в образовании. После появления и укрепления городов значительно возросла потребность в просвещенных людях. Образно говоря, грамотеи вышли за пределы монастырских стен «в люди». Возникновение университетов стало закономерным явлением. Именно просвещенные люди приблизили общество к Новому времени.

1. Образование в Раннем Средневековье.

В Раннем Средневековье большинство детей не умели ни читать, ни писать. Сказки, легенды и соседские новости заменяли книгу и учебник. Быть умным и знающим означало иметь хорошую память, хранить в ней знание обычаев, преданий старины и т. д. В условиях всеобщего политического и экономического упадка школы остались лишь при соборах и монастырях. Здесь изучали латинский алфавит, чтение, письмо, основные молитвы, а также обучали пению и участию в богослужении.

С возникновением империи Карла Великого возросла потребность в образованных людях. Открылись новые школы. Карл Великий писать не умел, но в отличие от большинства мирян того времени мог читать. Он придавал большое значение развитию образования. Королевский двор называли «Дворцовой академией», поскольку он стал оплотом для поэтов, философов, историков, богословов. Придворный историк так характеризует Карла Великого: «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к постижению мудрости».

Из указа Карла Великого 789 г.

Пусть устраиваются школы для обучения мальчиков чтению. Псалмы, ноты, руководства по пению, счету, грамматики и богослужебные книги в монастырях и епископствах должны быть исправлены. Ибо часто бывает, что некоторые, желая молиться Богу, плохо молятся по неправильным книгам. И не позволяйте мальчикам нашим портить их при чтении и письме.

Рис. 1. В монастырском скриптории. Средневековая миниатюра

Рис. 2. Занятия в богатой городской школе. Миниатюра XV в.

Монастыри и канцелярии светских правителей оставались центрами развития латинской письменности. В монастырских скрипториях переписывались книги, и многие монастыри славились на весь христианский мир своими школами переписчиков.

В начале Средневековья школы были простыми и весьма примитивными. Вместе с тем в Европе появились мыслители и ученые Григорий Турский, Исидор Севильский, «отец английской истории» Беда Достопочтенный и многие другие деятели церкви, способствующие развитию культуры и образования.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что нового добавляют сведения из параграфа к историческому портрету Карла Великого? 2. Определите основные особенности образования в Раннем Средневековье.

2. Школьная жизнь в Средние века.

Аббат одного из монастырей Гвиберт Ножанский в XII в. написал: «В мои детские годы школьных учителей было так мало, что в небольших городах было почти невозможно их встретить...». Однако это впечатление обманчиво, поскольку с возникновением городов число школ стремительно возросло. Как и в античные времена, обучение состояло из семи «свободных искусств», разделенных на две части — тривиум и квадривиум.

В XIII—XIV вв. в средневековых городах грамотные люди перестали быть редкостью.

Учебный день начинался на рассвете и продолжался весь световой день с перерывами на завтрак и обед. Занятия шли непрерывно в течение всего года. Лекции не проводились только во время Пасхи, Рождества и Пятидесятницы (Троицы). Так зарождались современные каникулы.

Рис. 3. Наказание нерадивого ученика. Фрагмент миниатюры XIV в.

Центральной фигурой школы был учитель. Как правило, в обычных школах обучением занимался один наставник, у которого могли быть помощники. В больших городских школах держали двух-трех учителей, а классы достигали 60 учеников. Преподавателей радовали большие классы, ведь обучение было платным.

Во время занятий ученики читали и толковали содержание церковных книг. Многие тексты заучивали наизусть. На вечерних занятиях повторяли то, что выучили днем.

В XII в. был популярен метод французского священника и учителя Бернара Шартрского, который поручал выполнять много письменных упражнений. Его ученик вспоминал: «Упражнения укрепляют память и заостряют таланты, одних он принуждал уговорами, побоями и наказаниями повторять то, что они слушали».

Для поддержания дисциплины в школах к ученикам применяли телесные наказания. По-другому управлять большим классом на протяжении многочасовых занятий не умели. Розги были постоянным спутником учителя. Известны случаи, когда родители учеников, которые были жестоко наказаны рукой учителя, обращались в суд и получали существенные компенсации.

В XIV—XV вв. в европейских городах появились школы, содержавшиеся за счет ремесленных цехов, купеческих гильдий или городских советов. Здесь учили письму и счету, преподавание велось не на латыни, а на родном языке. Например, в 1338 г. во Флоренции работали шесть «купеческих» школ, где учились более 1000 человек.

«Вторжение» арабских цифр в Европу

В 1202 г. итальянец Леонардо Фибоначчи издает «Книгу абака». Будучи торговым консулом, он много путешествовал по странам Северной Африки и Ближнего Востока. Леонардо Фибоначчи подробно ознакомился с достижениями арабских математиков, которые заимствовали их у индусов. Книга Фибоначчи способствовала распространению в Европе арабских цифр, нуля, порядка записи цифр в числе, действий с дробями.

В средневековых европейских школах учиться начинали поздно, в 11—12 лет. Большинство школьников учились только два-три года. Этого было достаточно, чтобы успешно заниматься ремеслом или торговлей. Те, кто мечтал сделать церковную карьеру или стать ученым, продолжали обучение в университете.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Сравните школьные предметы, которые изучают в седьмом классе современной школы, и семь «свободных искусств» средневековой школы. 2. Определите роль школьного учителя в Средние века. 3. Какие методы образования и воспитания использовали в средневековой школе?

3. Возникновение университетов.

Важную роль в развитии средневековой европейской культуры сыграли университеты, которые стали повсеместно создаваться в XII—XIII вв. Первые университеты возникли в Болонье, Палермо и Салерно в Италии, Париже и Монпелье во Франции, Оксфорде в Англии.

Университет — объединение преподавателей, студентов, продавцов книг, переписчиков, посыльных — всех людей, задействованных в деле обучения наукам.

Жизнь университета определял его устав. Преподаватели объединялись в факультеты и назначали декана. Все члены университета избирали ректора, который защищал их интересы перед королем и городской властью. Известен случай, когда ректора, умершего во время исполнения обязанностей, хоронили с почестями, надлежащими королевским особам.

Университеты и короли

Великие монархи Средневековья понимали значение образования и науки. Многие из них были покровителями университетов. Фридрих I Барбаросса взял под свою опеку Болонский университет. Французский король Филипп II Август издал охранную грамоту Парижскому университету. В 1224 г. Фридрих II Штауфен основал университет в Неаполе. Кастильские короли открыли университеты в Валенсии и Саламанке. Альфонс X Мудрый специальными законами защищал права университетов. В 1348 г. император Карл IV основал Пражский университет. В свою очередь, университеты были надежными союзниками королей в борьбе с феодальной раздробленностью.

Большинство университетов имели право самоуправления. Однажды полицейские арестовали на территории Парижского университета двух магистров, нарушив тем самым неприкосновенность учебного заведения. Гнев преподавателей и студентов был настолько велик, что полицейским пришлось в одних рубахах, с зажженными факелами в руках просить прощения у университета.

Рис. 4. Внутренний двор Болонского университета. Современный вид

Рис. 5. Оксфордский университет в XIV в.

К концу XV в. в Европе было основано 86 университетов. Но только в отдельных случаях число студентов в них превышало тысячу человек. Иногда в университете обучалось лишь несколько десятков студентов.

Первоначально в европейских университетах работали четыре факультета. Артистический факультет считался подготовительным. Здесь студенты в совершенстве осваивали семь «свободных искусств». Обучение начиналось в 15 лет. Через пять-шесть лет студент мог стать магистром искусств и продолжить обучение на старших факультетах, где оно порой растягивалось на восемь-двенадцать лет и даже больше.

Основными факультетами были медицинский, юридический и богословский. Самой почетной считалась степень доктора теологии. Окончание университета было залогом успешной карьеры священника, врача, юриста, судьи, дипломата. Выпускники европейских университетов находили себе работу при дворах королей, на службе у крупных феодалов и городской власти.

Вопросы для обсуждения

1. Почему университеты начали возникать в Европе только в XII в.? 2. Какие отношения между университетом и городом устанавливались королевской властью?

4. Жизнь и обучение средневековых студентов.

Основой университетского обучения была лекция, в ходе которой студенты переписывали и комментировали ученые и богословские книги. Иногда лекция перерастала в беседу или диспут.

У первых университетов обычно не было собственного помещения, поэтому студенты занимались где придется. Например, лекции проводили на втором этаже дома, а на первом располагалась шумная таверна. Многие преподаватели предпочитали читать лекции под открытым небом.

Попадая в университет, школяр становился членом нации — корпорации студентов, землячества. Нация защищала своих членов, отстаивая их интересы, устраивала праздники, помогала больным товарищам, хоронила умерших.

Жизнь средневекового студента была полна лишений и приключений. Большинство студентов едва сводили концы с концами. Жизнь в крупных городах, книги, услуги переписчиков, пропитание и одежда стоили дорого. Не случайно многие городские советы разрешали студентам просить милостыню.

Рис. 6. Университетская лекция. Миниатюра XV в.

Английский поэт ХVI в. Джеффри Чосер так описывает студента:

Прервав над логикой усердный труд,

Студент оксфордский с нами рядом плелся.

Едва ль беднее нищий бы нашелся...

Выносить нужду и голод приучился стойко,

Полено клал он в изголовье койки,

Ему милее двадцать книг иметь,

Чем платье дорогое, лютню, снедь.

И, бедняком предпочитая жить,

Хотел учиться и других учить.

В погоне за знаниями студенты часто меняли преподавателей, переходили из одного университета в другой, который мог располагаться в другой части Европы. Так появилось выражение «вечный студент».

Средневековые университеты стали центрами образования, науки и свободомыслия.

Вопросы для обсуждения

1. Как было организовано обучение в средневековом университете? 2. Как современник (Дж. Чосер) описывает жизнь студентов? 3. Какую цель ставили перед собой студенты университетов? 4. Существенно ли изменилось за последние 800 лет значение таких средневековых понятий: университет, факультет, ректор, декан, лекция, диспут? 5. Что общего между университетом и средневековым цехом?