Учебник по Географии. 8 класс. Довгань - Новая программа

Буває, часом сліпну від краси.

Спинюсь, не тямлю, що воно за диво,—

оці степи, це небо, ці ліси,

усе так гарно, чисто, незрадливо,

усе як є — дорога, явори,

усе моє, все зветься — Україна.

Така краса, висока і нетлінна,

що хоч спинись і з Богом говори.

Лина Костенко

Дорогие ребята!

В прошлом году во время увлекательного путешествия по материкам и океанам вы успешно преодолели все сложности и препятствия. Вы смогли убедиться в том, что география прекрасна и разнообразна, как и сама жизнь на нашей планете.

Однако среди множества удивительных мест на Земле есть одно особенное — наша Родина. Это территория, на которой жили ваши предки, это все, что окружает вас с самого рождения.

Учебник, который вы держите в руках, поможет вам лучше познать свою родную землю. В этом году вы узнаете о богатой и разнообразной природе Украины и своего родного края.

Для того чтобы успешно работать с учебником, необходимо знать, как он устроен. Учебный материал в нем состоит из пяти объемных частей — разделов, а они, в свою очередь, разбиты на темы и параграфы. Каждый параграф начинается со вступительных рубрик «Вы узнаете» и «Вспомните». Они настроят вас на правильное понимание учебных задач и помогут применить знания, полученные вами ранее.

В параграфе есть основной и дополнительный тексты. Дополнительный текст представлен более мелким шрифтом. Такие тексты содержат интересные факты и сведения о научных достижениях, типичные примеры географических явлений, о которых идет речь, и многое другое.

Географические термины и названия, имена исследователей, на которые следует обратить особое внимание, выделены полужирным шрифтом или курсивом.

Надежным источником знаний являются географические карты. Многие из них вы найдете на страницах учебника. Кроме того, обязательно пользуйтесь атласом — он содержит полный комплект географических карт по каждой теме.

Во время работы с параграфом обращайте внимание на схемы и иллюстрации. Они дополняют основной текст, делают его более наглядным, понятным и интересным.

Параграф завершают рубрики, каждая из которых имеет свое назначение.

«Главное» — здесь кратко и содержательно изложены основные положения текста параграфа.

«Вопросы и задания для самопроверки» — под этой рубрикой размещены вопросы к тексту параграфа.

«Давайте подумаем» — эти задания предлагают вам высказать собственную точку зрения, обоснованную позицию, побуждают к творческому поиску.

«Практические задания» — эти задания научат вас применять ранее полученные знания, работать с текстовой и картографической информацией.

«Работаем самостоятельно» — задания этой рубрики нацелены на то, чтобы научить вас самостоятельно выбирать и применять различные методы исследований, а также представлять результаты своей работы.

«Работаем в группах» — под этой рубрикой размещены географические задачи, которые вы можете решить вместе с одноклассниками.

«Практическая работа» — задания этой рубрики научат вас решать географические задачи, выполнять задания по географическим картам, помогут вам запомнить географические названия, понятия и термины.

«Исследование» — задания этой рубрики приглашают вас к научной работе и собственным географическим открытиям.

В конце учебника вы найдете определения основных терминов и понятий, а также список дополнительной литературы, которую вы можете использовать в ходе подготовки к урокам.

К учебнику специально разработан электронный ресурс interactive.ranok.com.ua. Он содержит много интересной информации, тестовые задания для подготовки к самостоятельным и контрольным работам, которые выполняются в режиме онлайн. Ссылки на этот ресурс с соответствующими обозначениями встретятся вам на страницах учебника.

Авторы выражают надежду, что учебник не только научит вас любить родную страну, но и поможет почувствовать себя истинным патриотом своей Родины.

Желаем успехов!

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Что изучает курс географии «Украина в мире: природа, население»

Вы узнаете:

• что и с какой целью изучают в курсе «Украина в мире: природа, население»

• какие существуют методы исследований физической и общественной географии Украины

Вспомните:

• что изучает наука география

• что такое природные богатства

• какими источниками географических знаний вы пользовались при изучении географии материков и океанов

На уроках географии в 7 классе вы познакомились с природными процессами и явлениями, происходящими в крупнейших природных комплексах Земли — материках и океанах. В этом году вы будете изучать очень важную часть нашей планеты, территорию нашей Родины — Украины. Вы узнаете о природных процессах и явлениях, характерных для территории Украины, а также о ее населении.

1. Объект изучения физической и общественной географии Украины.

Вы уже знаете, что география изучает Землю, людей, которые на ней живут, и их хозяйственную деятельность. Для того чтобы исследовать все разнообразие объектов и процессов, существующих на Земле, сложилась целая система наук. Большинство из них можно объединить в две группы — физико-географические и общественно-географические науки. Физико-географические науки изучают географическую оболочку в целом, ее компоненты (рельеф, климат, океаны, воды суши, почвы, растительный и животный мир) и части (материки, океаны, природные зоны и др.). Общественно-географические науки исследуют закономерности размещения и развития общества в мире, а также в отдельных регионах и государствах. В 8 классе эти науки помогут вам понять, как и почему меняется численность населения мира и нашей страны, каковы его состав и структура, условия жизни, особенности расселения и трудовой деятельности.

Особое место в комплексе географических наук занимает картография. Она изучает основы создания карт и способы их использования.

Объектом изучения географии в 8 классе является территория Украины, характерные особенности, изменения во времени и закономерности распространения природных условий и природных ресурсов (богатств), природных комплексов, а также население Украины и мира.

2. Методы исследований физической и общественной географии.

Чтобы как можно подробнее изучить нашу планету и ее части, географы используют разные методы исследований. Методы исследований — это совокупность способов получения новых знаний о географических объектах и процессах.

Суть картографического метода состоит в создании географических карт (пространственно-знаковых моделей) для отображения территориальных отличий тех или иных явлений (процессов), использования карт для получения новых знаний. С помощью карт можно определить положение, размеры, качественные характеристики географических объектов, установить взаимосвязи и закономерности.

Изучение многих географических объектов невозможно без полевых исследований (экспедиционный метод). Они предусматривают работу непосредственно на местности. С ним во многом схож метод наблюдений (например наблюдение за состоянием погоды на метеорологических станциях). Собранные таким образом данные обрабатываются с помощью других методов, в частности статистического.

Сравнительно-географический метод предполагает выявление наиболее характерных признаков сходства и отличия между определенными географическими объектами, процессами и явлениями.

Дистанционный метод подразумевает проведение наблюдений, съемок с самолетов, спутников, космических станций. Это позволяет составлять точные карты, наблюдать за состоянием погоды, находить месторождения полезных ископаемых, контролировать источники загрязнения окружающей среды и т. д.

Математический метод направлен на использование количественных показателей, характеризующих исследуемые объекты с целью выявления взаимозависимостей и закономерностей. Этот метод довольно широко применяется в общественной географии.

Моделирование предусматривает построение и использование в исследовании упрощенных аналогов (моделей) географических объектов, которые служат их заменителями. Например, моделью определенной территории часто выступает ее карта. В современных исследованиях модель может быть и математической, например, с использованием системы формул и уравнений. Наиболее современным (новейшим) методом исследований является геоинформационный. Использование геоинформационных систем (ГИС) позволяет объединить модельное изображение территории, например электронные карты и картосхемы, с различной информацией. Эта современная компьютерная технология помогает оперативно находить необходимые данные, отображать и передавать их в удобном виде.

Рис. 1. Глобус — модель Земли.

Различные методы исследований свидетельствуют о широких возможностях географии в решении ряда важнейших задач. Они связаны с оценкой природных условий, рациональным использованием природных богатств, проблемами взаимодействия природы и общества, исследованием системы расселения и развития поселений, прогнозированием состояния окружающей среды.

3. Источники географической информации.

Знания не приходят сами по себе, их получают с помощью различных источников. Географическую информацию об Украине вы найдете в учебниках по географии, на географических картах (в том числе общегеографических, специальных и тематических), в атласах, географических словарях, справочниках, энциклопедиях. Множество сведений о природе и населении нашей Родины можно почерпнуть из научно-популярной литературы и телевизионных передач, а также с помощью космических снимков. Целесообразнее всего использовать их вместе с картой.

География больше, чем какой-либо другой школьный предмет, нуждается в выходе в мировое пространство. Осуществить это позволяют компьютерные телекоммуникации. Их развитие способствовало созданию Интернета — глобальной сети, объединяющей разных пользователей. С помощью современных информационных технологий через Интернет вы можете получить различные текстовые и иллюстративные материалы, например карты, картосхемы, схемы, диаграммы, а также видеоинформацию. Компьютер позволяет работать с электронными учебниками, картами и атласами.

Рис. 2. Вид территории Украины из космоса.

Для ученых основным источником информации являются исследования. С этой целью они отправляются в экспедиции, где с помощью современных приборов проводят измерения, собирают необходимые данные, а затем их обрабатывают.

Не следует забывать, что многие сведения вы можете получить благодаря личным наблюдениям. Поэтому будьте внимательны к окружающей среде, любите и изучайте свой родной край.

Главное

• Физико-географические науки изучают географическую оболочку в целом, ее компоненты и части.

• Общественно-географические науки исследуют закономерности размещения и развития общества в мире, отдельных его регионах и государствах.

• Объектом изучения географии в 8 классе является территория Украины, характерные особенности, закономерности распространения природных условий и природных ресурсов, природных комплексов, а также население Украины и мира.

• К основным методам исследований относятся картографический, полевых исследований (экспедиционный), наблюдений, статистический, сравнительно-географический, дистанционный, математический, моделирование, геоинформационный.

• Основными источниками географической информации являются учебники по географии, карты, атласы, справочники, энциклопедии, научно-популярная литература и др.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что изучают в курсе «Украина в мире: природа, население»? 2. Что общего между физико-географическими и общественно-географическими науками? З, С какой целью используют сравнительно-географический метод исследований? А Назовите источники географической информации. 5 На конкретных примерах обоснуйте значение для вас географических знаний о своей стране.

Давайте подумаем

Почему космические снимки целесообразно использовать вместе с картой?

Практическое задание

Составьте в тетради схему «Методы исследований физической и общественной географии».

Работаем самостоятельно

1. Ознакомьтесь с содержанием школьного атласа, определите, с какой целью он создан. 2. Собирайте работы по географии, за которые вы получили высокие оценки. Проанализируйте, благодаря чему вам удалось этого достичь. Используйте свой опыт в дальнейшем обучении.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст