Основы здоровья. 6 класс. Бех

§ 5. Здоровье и технический прогресс

В этом параграфе ты:

  • поймёшь, как поменялась техногенная среда человека в течение столетия;
  • изучишь положительные и отрицательные последствия технического прогресса;
  • узнаешь о некоторых экологических проблемах окружающей среды.

Вспомни уголок природы — прекрасное место, где тебе приходилось бывать раньше или видеть по телевизору либо читать о нём в книге. Попробуй определить, что делает его особенным. Опиши, как оно выглядит, его звуки и запахи. А также чувства, возникающие, когда попадаешь туда или представляешь его.

  • 1. Объединитесь в группы по 5 6 человек и кратко опишите друг другу то, что вы представили.
  • 2. Подумайте, что может испортить красоту и покой этих чудесных уголков природы (стихийное бедствие, загрязнение бытовым мусором, вырубка леса...).
  • 3. Распределите эти факторы на те, которые человек может контролировать, и те, которые от него не зависят.

Рис. 9

Технический прогресс и здоровье человека

В отличие от других живых существ, людей не вполне удовлетворяет то, что может предоставить природа. Во все времена они старались сделать свою жизнь удобнее, комфортнее, создавая свою техногенную среду. Но почти у всех достижений человечества есть своя обратная сторона. Это легко доказать.

1. Объединитесь в группы и назовите преимущества достижений технического прогресса:

  • группа 1: транспорта;
  • группа 2: жилья;
  • группа 3: средств связи;
  • группа 4: бытовых приборов.

2. В группах определите опасности, связанные с этими достижениями (рис. 10 на с. 28).

3. Назовите достижения технического прогресса, помогающие спасать жизнь и здоровье людей.

4. Вспомните преимущества и недостатки компьютера, Интернета.

5. Определите «плюсы» и «минусы» бытовой техники (например, холодильника) для человека и окружающей среды.

Развитие технологий

В древние времена технологии развивались чрезвычайно медленно. Например, со времён изобретения колеса люди много веков пользовались повозками.

В XX веке технический прогресс становится стремительным. Не прошло и столетия со времени создания первых самоходных экипажей (автомобилей), как человек вышел в космос и побывал на Луне.

1 *. Проведи исследование о развитии технологий в XX и XXI столетиях. Для этого:

  • а) расспроси дедушку или бабушку о технике (автомобили, бытовые приборы, средства связи), которые существовали во времена их детства;
  • б) сравни современные технологии с теми, о которых тебе рассказали, и напиши об этом или нарисуй.

Рис. 10. Опасности техногенной среды

Экологические проблемы окружающей среды

Ты часто слышишь слова «экология», «экологическая ситуация», «экологические проблемы». Какие ассоциации возникают у тебя в связи с ними?

Экология поначалу была разделом биологии, изучавшим взаимосвязь живых организмов и естественной среды. В наше время данным термином обозначают науку о взаимовоздействии человека и окружающей среды и о принципах рационального природопользования.

Влияние человека на естественную среду становится всё более ощутимым. Его уже можно сравнить с другими глобальными природными силами. Например, человечество каждый год добывает из недр земли более 5 км3 породы. Это лишь в три раза меньше того, что выносится в океан всеми реками планеты.

Знаешь ли ты, что...

Один из красивейших городов Америки — Лос-Анджелес - находится в низине, окружённой с трёх сторон горами. Тут преимущественно стоит тёплая, солнечная и безветренная погода. Десятки тысяч автомобилей ежедневно выбрасывают в воздух более тысячи тонн токсических веществ.

В городе часто образуется смог, разъедающий глаза. Этот туман жёлто-серого цвета так и назвали — лос-анджелесский смог.

Летом 1954 года, когда ядовитый туман висел над городом больше трёх недель, от него погибло более 300 человек, тысячи заболели.

Учёные считают, что бесконтрольные выбросы в атмосферу продуктов сгорания угля, бензина, газа на протяжении последнего столетия привели к потеплению (парниковый эффект) на нашей планете. Следствием этого являются превращение степей в пустыни, таяние льда на полюсах, повышение уровня мирового океана, затопление низин и множество других катастроф.

Советуем посмотреть киноленту «Послезавтра» (режиссёр Роланд Эммерих, киностудия 20th Century Fox, 2004 г., США). В ней изображён один из возможных сценариев катастрофы от парникового эффекта.

Обсуди со взрослыми, как каждый человек и каждая семья могут экономить природные ресурсы. Напиши об этом памятку, оформи её рисунками.

Прочитайте сообщение на рис. 11. Обсудите, что вы можете предпринять для защиты природы в вашем населённом пункте.

Как убирают после курортного сезона

Загрязнённые территории в курортной зоне вблизи г. Севастополя очищают с помощью специальной техники.

К работе на труднодоступных для коммунальщиков участках привлекают энтузиастов и волонтёров из числа школьников, студентов, туристов.

Так, туристические отряды убрали побережье в районе мыса Айя. Бухту Омега очистили учащиеся школы № 32 и гимназии № 2 г. Севастополя.

Балаклавские школьники присматривают за берегами прилегающей бухты.

Собранный мусор отправляют на переработку или захоронение. Перерабатываются изделия из чёрных и цветных металлов, тряпьё, бумага.

Во многих районах города установлены специальные контейнеры для сбора пластиковых бутылок и упаковок. Ведь пластик является ценным сырьём, из которого изготавливают бытовые предметы и изоляционные материалы.

Г. С. Бережняк

Рис. 11

Итоги

Технический прогресс делает жизнь человека более комфортной, способствует повышению её продолжительности и качества.

Он освобождает человека от тяжёлого и однообразного труда, позволяет развиваться интеллектуально и духовно, способствует поддержанию высокого уровня благополучия.

Однако технический прогресс порождает новые опасности как для отдельного человека, так и для всего человечества. Воздействие человека на атмосферу Земли может привести к непредвиденным последствиям.