Основы здоровья. 6 класс. Бех

§ 3. Мир вокруг тебя

В этом параграфе ты:

  • вспомнишь, что такое окружающая среда;
  • научишься различать природную, техногенную и социальную среду;
  • проанализируешь позитивное и негативное влияние социальной среды на здоровье человека;
  • вспомнишь способы защиты от криминальных опасностей.

Окружающая среда

Всё, что тебя окружает — земля, воздух, вода, растения, животные, люди и то, что они создали, — называется окружающей средой. Различают элементы окружающей среды естественные и искусственные (созданные людьми).

По очереди назовите по одному естественному и искусственному элементу окружающей среды.

Рис. 3. Какие из данных элементов являются естественными, а какие — искусственными?

Естественная, техногенная и социальная среда

Если в окружающей среде преобладают естественные составляющие, её называют естественной средой. Это, например, лес, степь или болото.

Однако естественная среда часто претерпевает изменения. Степь превращают в плодородную пашню, луга застраивают. В данном случае естественная среда становится техногенной. Конечно же, не стоит считать, что домик лесника превратит лес в техногенную среду. Он существенно не влияет на окружающую среду. Другое дело, когда на месте леса построят коттеджный городок. Он превратит естественную среду в техногенную.

Человек не может жить сам по себе. Его всегда окружают родные, друзья, знакомые и незнакомые люди. Вместе они образуют социальную среду (от «социум» — «общество»).

  • 1. Проанализируй рис. 4 (а, б, в). Назови изображённые на них виды окружающей среды. Объясни свои ответы.
  • 2. Приведи примеры естественной и техногенной окружающей среды в городе или селе, где ты живёшь.

Рис. 4

Составляющие социальной среды

Попытайся представить, что ты — как в фантастическом фильме — последний человек на Земле и что в целом мире нет никого, кроме тебя. Вынужденное одиночество — одно из тяжелейших испытаний для человека. К счастью, каждый из нас живёт среди людей, и твоя социальная среда является источником множества благ.

Объединитесь в группы и с помощью рис. 5 назовите:

  • Группа 1: что вам даёт семья?
  • Группа 2: чему вас учит школа?
  • Группа 3: для чего нужны друзья?
  • Группа 4: о чём заботятся государство и местная община?
  • Группа 5: какая польза людям от средств массовой информации: радио, телевидения, Интернета, прессы?

Рис. 5. Элементы социальной среды

Хотя в целом социальная среда способствует твоему здоровью и благополучию, она может быть также источником опасностей, в том числе криминальных (рис. 6).

Рис. 6. Криминальные опасности социальной среды

1. Какие из изображённых на рис. 6 опасностей больше всего угрожают подросткам?

2. Вспомните правила безопасного поведения, которые вы изучали ранее. Объединитесь в 3 группы и составьте памятку:

  • группа 1: как правильно вести себя, когда остаёшься дома один;
  • группа 2: как вести себя на улице без сопровождения взрослых;
  • группа 3: как и к кому можно обратиться за помощью в случае необходимости.

Обсуди со взрослыми, как защитить личное имущество:

  • а) квартиру или частный дом (укрепляют дверь, устанавливают замки, глазок, держат собаку...);
  • б) автомобиль (гараж, противоугонная сигнализация...);
  • в) велосипед (не оставляют без присмотра, используют специальный замок, хранят под замком...).

Итоги

Всё, что тебя окружает, является окружающей средой. Различают три вида окружающей среды: естественную, техногенную и социальную.

Окружающая среда даёт тебе всё необходимое для жизни. Но в то же время она является источником множества опасностей.

Твоя социальная среда (семья, друзья, учителя, телевидение и другие средства массовой информации) прямо или косвенно влияет на твоё здоровье, поведение и образ жизни.