Основы здоровья. 6 класс. Бех

§ 14. Как распознать рекламные уловки

В этом параграфе ты:

  • узнаешь, каким бывает влияние и что такое манипуляции;
  • оценишь влияние рекламы на твои решения;
  • поймёшь, как работает реклама;
  • проанализируешь некоторые рекламные хитрости.

Влияния

Мы живём среди людей и постоянно находимся под их влиянием. На нас, наши решения и поведение влияют взрослые, которых мы уважаем, друзья, учителя, разные правила и законы, а также средства массовой информации (СМИ).

Некоторые из них прямо указывают нам, что мы должны делать, а чего делать нельзя. Например, все дети должны ходить в школу, никто не имеет права нарушать Правила дорожного движения. Это прямые влияния.

Другие влияния являются косвенными, когда люди или СМИ предоставляют информацию, на основе которой мы принимаем решения. Решая что-либо, мы должны убедиться, что это в наших интересах и никому не навредит. Поэтому нужно научиться различать позитивные и негативные влияния, а также манипуляции когда кто-то пытается заставить нас принять решение под давлением или обманом, предоставляя недостоверную информацию.

  • 1. Назовите разные источники информации (новости, фильмы, развлекательные программы, рекламные ролики, аналитические статьи, печатная реклама, рекламные акции...).
  • 2. Какие из них заслуживают больше всего доверия? Почему?
  • 3. Какие рекламные источники оказывают наибольшее влияние?
  • 4. На ваш взгляд, почему?

Реклама

Рекламу называют движущей силой торговли. Её цель — обеспечение производителю прибыли. Иначе зачем нужно было бы тратиться на неё? Каждый день мы видим и слышим огромное количество рекламы: телевизионные ролики, рекламные щиты на улицах, сообщения по радио, печатная реклама в газетах и журналах, реклама на стенах, автомобилях, упаковках и так далее.

  • 1. Вспомните и по очереди расскажите об одном случае, когда на ваше решение повлияла реклама (какой мобильный телефон выбрать, какой йогурт попробовать...).
  • 2. Оцените степень влияния рекламы на ваши решения. Для этого проведите в классе условную линию. У одного края становятся те, кто почти все свои решения принимает под влиянием рекламы, а у другого — те, кто на неё вообще не обращает внимания. Остальные занимают места ближе к тому или иному краю.

Стоит ли всегда доверять рекламе

Чтобы убедить людей приобрести товар, рекламодатели нередко указывают не все его качества, а лишь те, что показывают продукт с лучшей стороны. Часто эти качества преувеличены, иногда — откровенно неправдивы.

Чаще всего реклама содержит два сообщения. Одно из них явное (например, купи эти крепкие и недорогие колготки), а второе скрытое (в них твои ноги будут выглядеть так же, как у модели, рекламирующей их). Какое из этих сообщений неправдивое?

Одним из полезных навыков является умение распознавать правдивую и неправдивую информацию, а также рекламные уловки. Если научишься этому, то сможешь принимать решения лучше и самостоятельнее. В противном случае будешь постоянно покупать то, что тебе не нужно или не подходит, или даже то, что опасно для тебя.

Как работает реклама

С целью продажи большего числа товаров специалисты рекламного бизнеса определяют целевую группу, например: пенсионеры, родители, бизнесмены или подростки. После это стараются найти то, что важно для этих людей (для пенсионеров — цена, для родителей - польза для здоровья детей, а для подростков — то, что считается современным, «крутым» и помогает чувствовать себя более взрослым).

Если товар полезен (как стиральный порошок или растительное масло), рекламодатели стремятся привлечь внимание к тем качествам, которые выгодно отличают именно эту торговую марку (цена, вкус). Если же у человека нет естественной потребности в его употреблении (например, алкоголя или табака), то рекламодатели используют иные потребности, чтобы он начал употреблять этот продукт и стал зависимым.

Так, для привлечения подростков к курению или употреблению алкоголя подчёркивают, «давят» на их потребности в общении с друзьями, принадлежности к группе, в самостоятельности, признании. Это видно по рекламе пива и табака, где чаще всего изображают молодых людей и пропагандируют характерные для молодёжи ценности — свободу, независимость, стремление быть модным, современным, взросло выглядеть (рис. 27).

Рис. 27

Рекламные стратегии табачных и алкогольных компаний

Производители табака и алкоголя получают огромные прибыли и не собираются отказываться от них, хотя их продукция и вредит здоровью людей. Главная их задача — привлечь к курению и употреблению алкоголя как можно больше молодёжи вместо тех, кто бросил курить (пить) или уже умер.

Они прибегают к различным уловкам, чтобы обойти закон о запрете и ограничении рекламы и убедить всех в привлекательности своего товара. Например, любыми путями стараются доказать, что человека с сигаретой непременно сопровождают успех, благополучие, что пиво — это современный стиль жизни, а тот, кто курит и пьёт, принадлежит к особому мировому сообществу, лучшей части человечества.

Владельцы табачных компаний рассчитывают (и не зря!), что молодой человек попробует сигарету, привыкнет развлекаться с бутылкой пива. То есть обязательно попадёт в никотиновую и алкогольную зависимость и пополнит ряды тех, кто приумножает их прибыли.

Табачные и алкогольные компании борются с теми, кто проводит антинаркотическую пропаганду, называя их нарушителями прав и свобод человека. Специально выступая спонсорами спортивных состязаний, особенно по экстремальным видам спорта, они используют это, чтобы лукаво заявлять, что молодёжь не может существовать без азарта, риска и пренебрежения опасностями.

Подготовься к следующему уроку. Обсуди со взрослыми причины, почему некоторые люди курят, а некоторые - нет.

Итоги

Цель рекламы — увеличить продажи товаров. Иногда реклама даёт неполную или даже неправдивую информацию.

Подростки — главная целевая группа для рекламы сигарет и алкогольных напитков.

Табачные и алкогольные магнаты рассчитывают на то, что у молодых людей возникнет зависимость и они будут обогащать их до конца жизни.

В подростковом возрасте человек стремится к большей свободе. Так стоит ли попадать в рабство к производителям табака и алкоголя, которых часто называют торговцами смертью?