Основы здоровья. 6 класс. Бех

Раздел 3. Психическая и духовная составляющие здоровья

§ 10. Развитие подростка

В этом параграфе ты:

  • узнаешь, чем развитие человека отличается от развития других живых существ;
  • осознаешь, что изменения — это нормальное явление, и у каждого человека есть свой личный биологический календарь изменений;
  • исследуешь развитие человеческих потребностей.

Как развивается человек

Некоторые существа рождаются маленькими копиями взрослых и сразу же становятся самостоятельными: летают, бегают, плавают, ползают, ищут корм. Чем примитивнее психическая организация животного, тем короче период его развития. И наоборот, высокоорганизованные существа, поведение которых зависит от приобретённого опыта, рождаются слабыми и проходят продолжительный период развития.

Человеку, чтобы стать физически, психологически и социально зрелым, понадобится целых 18 лет. Но и после того, как его станут считать взрослым, развитие не прекращается. Ведь люди растут приблизительно до 23—25 лет, а их психологическое и социальное развитие продолжается всю жизнь.

Как же узнать, что ты растёшь и развиваешься? Может, за один год вся твоя одежда стала мала на тебя, или тебе сказала об этом бабушка, которая не видела тебя с прошлого лета, или, может, ты теперь знаешь или умеешь намного больше, чем раньше, а может, перестал бояться темноты или уже не стесняешься покупать что-нибудь в магазине?

  • 1. Обменяйтесь по этому поводу своими мыслями с друзьями. Начинайте со слов: «Я думаю, что расту (развиваюсь), потому что...».
  • 2*. Какие из этих изменений касаются вашего физического, а какие — психологического (эмоционального, интеллектуального, духовного) или социального развития?

Физическое развитие подростка

Физическое развитие — это изменения в росте человека, его весе, пропорциях и функциях тела. Период от 10 до 13 лет называется ранним подростковым возрастом. У мальчиков он начинается на один-два года позже, чем у девочек.

Начало этого периода характеризуется некоторым увеличением массы тела. Не стоит переживать по этому поводу — так твой организм готовится к «прыжку роста», при котором тратятся накопленные запасы. Ведь за год ты можешь вырасти на 8—10 сантиметров.

На рис. 20 приведены показатели физического развития твоих сверстников. Сравнивая их со своими, не переживай, если твои показатели несколько отличаются. Ведь у каждого есть собственный биологический «календарь развития». Он запрограммирован генетически, и этим «календарём» ты больше похож на своих родителей, чем на одноклассников или других сверстников.

Рис. 20. Среднестатистические показатели физического развития девочек и мальчиков 11—12 лет

Расспроси родителей, как они развивались в подростковом возрасте. На кого из них ты больше похож? Как они себя чувствовали, когда были подростками, что их больше всего интересовало и волновало?

Тело растёт неравномерно. Не паникуй, если в И лет размер твоей обуви станет таким же, как у родителей. Это вполне нормально. В скором времени стопы перестанут расти, вместо этого «стартуют» другие части тела. Но они тоже растут неравномерно.

Обычно конечности удлиняются быстрее туловища. Поэтому у подростков нередко непропорционально длинные ноги, немного нарушена координация движений. Это метко подмечено в повести известного украинского писателя Всеволода Нестайко «Тореадоры из Васюковки», отрывок из которой приведён на рис. 21.

Рис. 21

Валька начала танцевать. И произошла удивительная перемена. Нескладная длинноногая Валька вмиг превратилась в стремительную летящую птицу, каждое движение которой сливалось с музыкой.

И ноги её, те самые тонкие ноги, на которых, казалось, нельзя даже устоять (вот-вот упадёшь), эти ноги, едва касаясь земли, словно всё время были в воздухе, в полёте — стройные, крепкие и пружинистые.

Психическое развитие подростка

Итак, ты вступаешь в период быстрых перемен. Меняются не только рост, пропорции и форма твоего тела. Ты почувствуешь и перемены в твоём эмоциональном состоянии.

Некоторые подростки страдают от тревоги, другие — от перепадов настроения. Большинство твоих ровесников беспокоит проблема их «нормальности». Одни считают, что растут слишком медленно, другие — что слишком быстро, третьи — что у них вообще всё не как у людей.

Помни, что эти физиологические и эмоциональные перемены вполне нормальны и естественны. А то, что происходят они по-разному, не повод, чтобы переживать или насмехаться над теми, кто развивается быстрее или медленнее других.

Твои потребности

Теперь поговорим о твоих потребностях. Чтобы понять, о чём идёт речь, рассмотри рисунок 22, на котором изображена пирамида потребностей.

Для начала отметим, что многие до сих пор убеждены, что о собственных потребностях заботятся лишь эгоисты. А хороший человек, мол, должен заботиться только о других.

Возможно, так считает и кто-то из твоих знакомых. Но это большое заблуждение. Ведь тот, кто пренебрегает своими потребностями, никогда не будет чувствовать себя физически и психологически благополучным.

Почему важно заботиться о своих потребностях

  • Ты научишься понимать настоящие причины своих желаний.
  • Сможешь лучше объяснить свои чувства.
  • Начнёшь лучше понимать чувства и желания других.
  • Если между тобой и другим человеком возникнет конфликт, тебе будет легче предложить решение, приемлемое для вас обоих.

Рис. 22. Базовые человеческие потребности (по А. Маслоу)

Развитие потребностей

Потребности человека меняются с возрастом, ведь на разных этапах своей жизни он нуждается в разном питании, отдыхе, игрушках, орудиях труда и так далее. Меняются и его социальные потребности.

В определённые периоды жизни некоторые потребности следует удовлетворять в первую очередь. Так, для младенца важно, чтобы его хорошо кормили и ухаживали за ним, любили. Тогда он чувствует себя в безопасности и развивается нормально.

Позже ребёнка начинает интересовать окружающий мир, он исследует дом, игрушки и то, что с ними можно делать.

Приблизительно в 6 лет у детей уже есть потребность учиться: они интересуются книгами, карандашами и другими школьными принадлежностями, хотят в школу. В школе стремятся достичь успеха, получить хорошую оценку, похвалу учителя.

В подростковом возрасте учёба, как и раньше, важна, но появляется ещё одна потребность — иметь друзей, общаться с ними, заслужить их уважение и признание.

  • 1. Вместе со взрослыми определи ключевые события своей жизни. Расспроси, когда ты начал ходить, говорить, каким было твоё первое слово. Вспомни моменты, когда менялись твои потребности.
  • 2*. А какие потребности у других членов твоей семьи - родителей, брата, сестры?
  • 3*. Какие особые потребности у людей пожилого возраста, например, у твоих дедушки и бабушки? В чём ты можешь им помочь?

Итоги

Подростковый возраст начинается с быстрого «скачка роста», при котором меняются пропорции тела, состояние кожи и волос.

Происходят перемены в эмоциональном состоянии, появляются новые потребности, в том числе потребность в общении с друзьями.

Все физиологические и психологические изменения, происходящие с тобой, совершенно естественны и нормальны.