Основы здоровья. 6 класс. Бех

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

В 6-м классе вы продолжите изучать «Основы здоровья». Эти уроки помогут вам стать более самостоятельными и уверенными в собственных силах, а также находчивыми и ловкими в ситуациях, представляющих угрозу для вашей жизни и здоровья.

Вы уже знаете, что в современном мире быть здоровым — престижно. Здоровый образ жизни является вызовом времени. На сегодняшний день тот, кто здоров, имеет больше шансов найти работу и достичь успеха. Ведь забота о здоровье положительно характеризует человека, говорит о его способности быть ответственным работником или деловым партнёром.

Однако некоторые ребята склонны к неоправданным рискам. Этим пользуются табачные и алкогольные компании, заманивающие молодёжь лживыми обещаниями. Возможно, кто-нибудь из ваших друзей попадётся к ним «на крючок» и станет вас склонять к этому. Чтобы противостоять негативному воздействию рекламы и окружения, важно приобрести многие умения: критически мыслить, принимать взвешенные решения, отказываться от опасных предложений.

Некоторые темы учебника касаются проблем безопасности. Ведь ваши ровесники часто становятся свидетелями, участниками и даже жертвами опасных ситуаций. То, как человек справляется с опасностью, зависит от его умения находить выход из тяжёлого положения, оказывать первую медицинскую помощь, вызывать спасателей. От этого, в свою очередь, нередко зависит жизнь многих людей. Поэтому старайся хорошо готовиться к уроку и выполнять как можно больше практических заданий.

Успехов вам!

Как работать с учебником

Учебник состоит из четырёх разделов.

Раздел 1 — «Здоровье человека» — посвящён повторению базовых понятий предмета «Основы здоровья»: здоровье, безопасность жизнедеятельности, жизненные навыки. Ты узнаешь о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека.

Раздел 2 — «Физическая составляющая здоровья» — ознакомит тебя с принципами рационального питания и личной гигиены.

Раздел 3 — «Психическая и духовная составляющие здоровья» раскрывает физиологические и психологические особенности раннего подросткового возраста. Ты будешь учиться принимать взвешенные решения и противостоять негативному социальному давлению в отношении табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков; продолжишь изучать проблему ВИЧ/СПИДа.

Раздел 4 — «Социальная составляющая здоровья» — содержит две главы.

В главе 1 — «Социальное благополучие» ты узнаешь, как избегать недоразумений, знакомиться и уверенно общаться с разными людьми, преодолевать неуверенность, предотвращать конфликты и решать их, выбирать друзей и компанию.

В главе 2 — «Безопасность в быту и окружающей среде» будешь приобретать навыки безопасного поведения в ситуациях повседневной жизни. Научишься пользоваться коммунальными удобствами, ознакомишься с правилами проживания вблизи промышленных предприятий. Продолжишь изучать Правила дорожного движения, будешь учиться пользоваться велосипедом, оказывать первую помощь пострадавшим и взаимодействовать со спасательными службами.

Учебник предлагает тебе не только полезную информацию, но и множество интересных практических заданий для отработки важных для твоей жизни умений и навыков. Надеемся, что уроки здоровья в твоём классе будут проходить в форме тренингов. Если же нет — можешь выполнять тренинговые упражнения самостоятельно, вместе с друзьями или взрослыми.

Раздел 1. Здоровье человека

§ 1. Жизнь и здоровье человека

В этом параграфе ты:

  • повторишь, что такое безопасность и здоровье;
  • попробуешь представить ощущения благополучного человека;
  • узнаешь, как достичь высокого уровня благополучия и для чего нужны жизненные навыки.

О жизни

Всё живое рождается, чтобы жить. Но только человек способен осмысливать и ценить жизнь. Мы любим жизнь. Бывают мгновения, когда это ощущается особенно остро — от нежного прикосновения маминой руки, голосов друзей, шума дождя, щебетания птиц, и ты чувствуешь прилив сил, наслаждаешься мечтами...

Поделитесь своими мечтами и надеждами с друзьями. Начинайте словами: «Я мечтаю (надеюсь), что...».

О безопасности и безопасности жизнедеятельности

Безопасность — это отсутствие угрозы твоей жизни, здоровью или благополучию. Если кому-то угрожает опасность, это выводит его из равновесия, нервирует, пугает, лишает сна и аппетита.

Каждое следующее поколение наследует от предыдущего навыки преодоления опасностей. В древние времена это были умения защититься от хищных зверей, неблагоприятных погодных условий. Потом — от угроз, связанных с жизнедеятельностью самих людей: опасности на дорогах, в быту, на производстве. Поэтому в наше время говорят не только о безопасности жизни, но и о безопасности жизнедеятельности человека.

Закройте глаза и представьте себя там, где вы чувствуете себя в полной безопасности. Это может быть ваша комната или какая-нибудь живописная местность. Постарайтесь всё хорошо рассмотреть, услышать звуки и почувствовать запахи. Посидите минутку, а после расскажите об этом месте и своих чувствах (покой, радость, тепло, удовольствие, расслабленность...).

О здоровье

Когда-то люди страдали от множества заболеваний, и их жизнь была намного короче, чем сейчас. Тогда здоровым считался каждый, кто не был болен. Позже здоровье стали связывать с физическим благополучием человека.

С середины XX века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия. С тех пор здоровье человека связывают не только с тем, как он заботится о своём теле, но и со всеми остальными составляющими его благополучия: уровнем духовности и нравственности, умением учиться и принимать решения, общаться и заботиться о других людях, понимать и проявлять чувства, справляться с неудачами и стрессами (рис. 1).

Рис. 1. Пятимерная модель «цветок здоровья»

Об ощущении благополучия

Что значит быть благополучным? Попробуй вспомнить это ощущение. Утром ты просыпаешься бодрым, преисполненным сил и предчувствия, что у тебя впереди чудесный день.

В школе тебе интересно. Даже когда предмет даётся нелегко, это лишь усиливает желание усвоить его.

После обеда у тебя тренировки или занятия в художественной или музыкальной школе. Ты стараешься не пропускать их, ведь они тебе нравятся. Конечно же, у тебя могут быть и другие интересы, но ты стараешься не тратить время попусту, жить интересной и наполненной событиями жизнью. Вечером, когда все дела закончены, ты с радостью общаешься со взрослыми. Они расспрашивают тебя о друзьях и школе, а ты — об их делах. Вы планируете выходные. В соответствующее время ты спокойно засыпаешь.

Опиши один день своей жизни, когда ты чувствовал себя не только физически, но и социально и психологически благополучным.

Как достичь высокого уровня благополучия

Благополучие — это удовлетворённость интересной и насыщенной событиями жизнью.

Конечно же, каждому хотелось бы жить интересной жизнью, иметь добрых друзей, заниматься любимым делом и достичь в нём успеха. Высокий уровень благополучия зависит от множества факторов.

Некоторые из них не зависят от нас (например, плохая наследственность или загрязнённая окружающая среда). Однако наше благополучие в первую очередь определяется нашим поведением. Если человек постоянно переживает стрессы, имеет вредные привычки и склонность к неоправданным рискам, его здоровье ухудшается. А когда заботится о себе и живёт в гармонии с окружающим миром, то обычно достигает высокого уровня благополучия.

О жизненных навыках

В народе не зря говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти». На своём веку каждый сталкивается с вызовами и преградами, способными вывести его из равновесия и отрицательно повлиять на здоровье. Умения, помогающие человеку адаптироваться, преодолевать трудности повседневной жизни и поддерживать высокий уровень благополучия, называются благоприятными для здоровья жизненными навыками.

К ним относятся навыки, помогающие человеку ладить с собой (например, навыки развития самооценки, управления стрессами, постановки цели и достижения успеха), а также навыки, способствующие взаимопониманию с другими людьми (навыки самоконтроля, достойного поведения, эффективного общения, коллективной работы, решения конфликтов, противодействия насилию и так далее).

Большинство людей приобретают эти навыки из собственного опыта, в основном «методом проб и ошибок». Но у тебя есть возможность отрабатывать их на уроках здоровья, то есть намного полнее и эффективнее подготовиться к безопасной и полноценной жизни.

  • 1*. Вспомни и расшифруй формулу безопасной жизнедеятельности: «Избегать. Предотвращать. Действовать».
  • 2*. Вспомни и расшифруй формулу здорового образа жизни: «Сохранять. Развивать. Восстанавливать».

Итоги

Твоя жизнь только начинается, она преисполнена надежд и планов. Безопасность и здоровье — очень важные факторы для воплощения твоих желаний.

Современное представление о безопасности и здоровье отличается от существовавших когда-то.

В наше время люди должны заботиться о безопасности не только жизни, но и своей деятельности, то есть о безопасности жизнедеятельности.

Сегодня под здоровьем подразумевают не отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

Достижение благополучия в наибольшей мере зависит от самого человека, его поведения и образа жизни.

Жизненные навыки помогают людям поддерживать высокий уровень дееспособности и благополучия даже в сложных жизненных обстоятельствах.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст