Всемирная история. История Украины - 6 класс - Бандровский 2014

§ 53. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

1. В чем своеобразие римского искусства?

Определяющее влияние на искусство Рима оказали достижения культуры древних греков. Особенно заметно это влияние в скульптуре, ведь много известных древнегреческих произведений дошли до нас в копиях римских скульпторов. Что же касается собственных достижений, то римляне превзошли греков в искусстве скульптурного портрета. Римские скульпторы не так идеализировали изображенных, как стремились достичь портретного сходства, передать черты характера, внутреннюю энергию. Это, однако, не значит, что римской скульптуре вообще не свойственна идеализация. Часть портретов выполнена в греческих традициях, предусматривающих создание идеального образа могучего и мудрого правителя. (Найдите эти произведения в учебнике.)

Развивалась и другая разновидность скульптуры - рельеф. Рельефными композициями украшали храмы, алтари, триумфальные арки и колонны. Вы уже узнали о самом популярном в Риме виде рельефного изображения - историческом рельефе. Примером такого рельефа являются изображения на колонне Траяна, посвященные подчинению даков римлянами.

1. Стенописи с архитектурными пейзажами виллы в Воскореале (Помпеи).

2. Путешествующие музыканты. Мозаика из Помпей.

О развитии древнеримской живописи свидетельствуют настенные росписи и мозаики, найденные во время раскопок Помпеев и Геркуланума. Часто в центре стены размещали большие картины на мифологические и исторические сюжеты. Случались и сцены быта, портреты, фантастические и реальные пейзажи. Уникальным образцом римских настенных росписей являются известные вам фрески из виллы Мистерий в Помпеях с изображением во весь рост участников религиозного действа на с. 244 учебника.

Чем отличалось искусство портрета в Древней Греции и Риме? Рассмотрите скульптурный портрет Марка Аврелия. Сравните его с изображениями на рельефах и на конной статуе на с. 240. Можно ли утверждать, что изображен тот же человек? Почему? Как, по вашему мнению, римские художники достигли эффекта воссоздания в скульптурном изображении внутреннего мира портретируемого? (Поделитесь мнением на примере рассматриваемых памятников).

Марк Аврелий.

Работаем самостоятельно. Задание 1. Рассмотрите портреты и прочитайте отрывки из произведения Светония «Жизнь двенадцати цезарей». Подберите к каждому скульптурному портрету отрывок, который касается изображенного исторического деятеля. Сделайте вывод об особенностях римского скульптурного портрета.

• Портрету Октавиана Августа отвечает отрывок №_, потому что...

• Портрету Нерона отвечает отрывок №_, поскольку

• Портрету Веспасиана отвечает отрывок №_, потому что... Особенностями скульптурного портрета в Древнем Риме было то, что римские художники...

Октавиан

Нерон

Веспасиан

A. «Роста он был приблизительно среднего, волосы рыжеватые, лицо более красивое, чем приятное, глаза серые и немного близорукие, шея толстая. Однако здоровью его позавидовал бы кто-либо: за четырнадцать лет он болел только три раза. Волосы он всегда завивал кудрями и укладывал рядами, а во время греческой езды даже опускал их на затылок...».

Б. «Роста он был хорошего, строения крепкого, с суровым выражением лица... Внешнего блеска он ничуть не хотел, и даже в день триумфа не удержался, чтобы не сказать: “Так мне, старому: как дураку, захотелось триумфа, словно предки мои его заслужили или сам я мог о нем мечтать!”. Навсегда сохранил непритязательные вкусы простого человека и терпеть не мог мужчин, уделявших своей внешности чрезмерное внимание».

B. «По виду он был красивым и в любом возрасте сохранял привлекательность. Лицо его было спокойным и ясным, говорил он или молчал. Глаза у него были светлы и блестящи; он стремился, чтобы в них видели какую-то божественную силу. Волосы имел рыжеватые и немного кудрявые, уши - небольшие, нос - с горбинкой и заостренный... Свое хилое здоровье он поддерживал заботливым присмотром».

2. Почему о таланте римских архитекторов ярче всего свидетельствуют общественные сооружения?

Реконструкция внутренней части базилики Максенция.

Римские архитекторы, так же, как и скульпторы, творчески использовали греческий опыт и традиции этрусков. Однако если греки более всего ценили в архитектуре утонченные и совершенные формы, то римляне отдавали предпочтение инженерным качествам. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по разнообразию типов сооружений и грандиозности.

Римляне строили каменные мосты через реки, многоэтажные дома с водопроводом, канализацией, отоплением. Сооружение водопроводов давало возможность бесперебойно поставлять в римские города воду из горных источников. Свинцовыми и керамическими трубами, проложенными в акведуках, вода поступала в дома. Города украшали фонтаны. Особенным типом сооружений были термы - римские бани.

В Риме и провинциях архитекторы строили большие общественные сооружения - базилики, предназначавшиеся для судебных заседаний, были местом заключения торговых договоров и деловых встреч. Располагались они по большей части близ форумов или на них. Около 310 г. на римском форуме была построена грандиозная базилика императора Максенция площадью 6 тыс. кв. м.

Римляне прокладывали добротные дороги, которыми с большой скоростью могли передвигаться войска. Воплощением мощи и величия Рима были триумфальные арки и колонны, что прославляли победу римского оружия. Триумфальные сооружения возводили не только в Италии, но и в провинциях.

Наибольшим сооружением тогдашнего Рима был Великий цирк (Циркус Максимус). Римский цирк имел арену удлиненной формы, которая предназначалась для конных соревнований - гонок колесниц. Это сооружение могло вместить более 250 тысяч зрителей.

Характерной особенностью римских городов были амфитеатры. Если греки обустраивали свои театры под открытым небом, располагая места для зрителей на склоне холма, то римляне возводили для театров специальные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами вокруг арены. Самым известным сооружением Рима и до сих пор остается грандиозный амфитеатр Флавиев - Колизей (от латинского colosseus - «гигантский, огромный»). Его строили 5 лет во времена правления Веспасиана и его сына Тита. Даже в настоящее время он поражает своими размерами: 188 м в длину и 156 м в ширину. Арена - 86 на 54 м. Общая площадь - 29 тыс. кв. м. В Колизее могло разместиться 50 тыс. зрителей.

Базилики - прямоугольные, вытянутые в длину здания с большим залом, разделенным рядами колонн или арок на несколько помещений. Впоследствии базилика стала одним из основных типов христианских храмов.

Цирком (с лат. «круг», «вокруг») римляне называли пространство без углов, вокруг которого располагались места для зрителей.

Амфитеатр (с лат. «амфи» - «со всех сторон», «вокруг») - сооружение для зрелищ, где места для зрителей окружают арену со всех сторон.

1. Какие из сооружений императоры использовали для усиления своей власти и личного авторитета, а какие - для восхваления Рима? Приведите аргументы.

2. О чем свидетельствует тот факт, что самое величественное сооружение Рима была местом созерцания смертельных поединков гладиаторов?

Работаем самостоятельно. Задание 2. Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены: 1) самый высокий древнеримский акведук Пон-дю-Гар (Франция); 2) наибольшее сооружение тогдашнего Рима - Большой цирк (реконструкция); 3) самый известный амфитеатр Флавиев - Колизей; 4) арка Септимия Севера из римского форума; 5) базилика Ульпия на форуме Траяна (реконструкция); 6) колонна императора Марка Аврелия. Установите соответствие между названиями и изображениями, одним-двумя предложениями объясните назначение сооружений.

3. Какие инженерные и архитектурные открытия воплощены в Пантеоне?

• Что строят изображенные на рисунке мастера? • О каких достижениях древнеримских инженеров свидетельствует иллюстрация? • Что нужно было знать инженерам, чтобы возводить подобные сооружения?

Арка - дугообразное перекрытие отверстия в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых по форме и размеру арок, которые опираются на колонны или столбы, называют аркадами.

Еще в 2 в. до н. э. римские строители изобрели бетон, основной составляющей частью которого был местный вулканический песок, а смесь на его основе имела каменную прочность. Это дало возможность широко применять купольные конструкции. Наиболее характерный элемент римской архитектуры - арка. От арки происходит и купол (свод) - перекрытие здания, имеющее выпуклую форму.

Непревзойденным образцом римского купольного сооружения является Пантеон - «храм всех богов», купол которого до конца 19 в. оставался наибольшим в мире. Это самое совершенное архитектурное и инженерное сооружение Рима, построенное во 2 в. при императоре Адриане на месте предыдущего храма. Купол Пантеона достигает в диаметре 43 метра, Чтобы удержать свод такого веса, пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Совершенство сооружения в удивительной соразмерности пропорций: диаметр здания почти равняется его высоте, а высота купола равняется высоте стен, на которые он опирается.

Пантеон - первый античный храм, в котором акцент в восприятии перенесен из внешнего вида на внутреннюю отделку. Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену с колоннами и нишами, прорезанную сводчатыми арками. На второй, меньший и более плоский, ярус опирается купол. Купол имеет пять рядов квадратных углублений и завершается отверстием диаметром 9 метров - «Глазом Пантеона». Сквозь него в храм проникает дневной свет и воздух. Пантеон - единственное большое сооружение Древнего Рима, сохранившееся до сих пор не в руинах.

1. Какие открытия дали возможность строителям возводить чрезвычайно сложные по архитектурной конструкции сооружения? 2. Приведите примеры зданий, в которых использованы арки и аркады.

Работаем самостоятельно. Задание 3. Назовите не менее трех архитектурных особенностей, отличающих Пантеон от других греческих и римских храмов.

1. Внутренний вид Пантеона. Картина 18 в.

2. Пантеон в Риме. Современное фото.

Латинская надпись на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» значит: «Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, построил это». Однако здание было возведено около 126 г., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император отстроил Пантеон и много других храмов, сохранив имена их основателей. • Выскажите предположения, почему Адриан не увековечил надписью собственное имя.

Что имел в виду римлянин, характеризуя римскую архитектуру словами: «Каменные громадины нельзя сравнивать с бессмысленными пирамидами Египта или с самыми известными сооружениями греков»?

Сравните достижение греков и римлян в архитектуре и изобразительном искусстве. Как вы считаете, в чем греки превзошли римлян, а римляне - греков? Какие достижения римской архитектуры и искусства унаследовала современная культура?