Всемирная история. История Украины - 6 класс - Бандровский 2014

§ 45. РЕЛИГИЯ, СЕМЬЯ, ВОСПИТАНИЕ И ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНИХ РИМЛЯН

• Рассмотрите изображения на рельефах. О чем узнаем из них о повседневной жизни римлян?

Древнеримские рельефы с изображением жертвоприношений.

1. В чем своеобразие римской религии?

Римляне позаимствовали и развили культурное наследие многих народов Средиземноморья - греков, этрусков и других. Со временем на этой почве расцвела собственно римская культура, которая приобрела мировое значение. В древние времена, во времена правления первых царей, римляне верили, что каждый предмет, каждое явление имеют своего бога. Зерно, которое было только что брошено в землю, принадлежало божеству Сатурну, то, которое прорастало, - Церере, цветущее - Флоре. Римляне поклонялись своим предкам, потому что верили, что души умерших охраняют дом и могут помочь в повседневных делах, если их уважительно об этом попросить.

Поклонение многочисленным божествам и духам воплощалось в разнообразных магических ритуалах.

1. Реконструкция храма Конкордии, построенного в честь древнеримской богини согласия, хранительнице государственного строя.

2. Рельеф из алтаря Венеры и Марса, на котором изображены выкармливаемые волчицей Ромул и Рем, а также бог, воплощающий реку Тибр.

Римляне были убеждены, что боги обязательно сжалятся над человеком, если он четко выполняет наставление: «Даю тебе, чтобы ты дал мне». Ведущая роль в религиозной жизни государства принадлежала коллегии жрецов-понтификов.

На начало 2 в. до н. э. сложился культ 12 главных римских богов, которые были подобны греческим: римляне уважали Юпитера — царя богов, бога грома и молнии. Юнона, сестра и жена Юпитера, была покровительницей женщин и материнства. Нептун - бог моря и покровитель мореходства, Плутон - владыка подземного царства. Церера была богиней земледелия.

Среди других богов, которым поклонялись римляне, были: Вулкан - бог кузнецов и ремесленников; Марс - бог войны; Диана - богиня Луны и охоты; Аполлон - покровитель музыки, искусства, врачей и вещунов, бог Солнца; Минерва - богиня воинов, покровительница ремесла; Меркурий - бог торговли, покровитель воров, вестник Юпитера; Вакх - бог вина;

Венера - богиня красоты и любви.

Интересным был культ богини домашнего очага и семейной жизни Весты: лишь ее храмы имели округлую в основе форму.

В римском обществе чрезвычайным уважением пользовались жрецы. Они были

Реконструкция храма богини Весты в Риме.

В круглом храме Весты на римском форуме, построенном, согласно рассказам, Нумой Помпилием, не было статуи богини, но постоянно горел огонь, который поддерживали весталки. Огонь этот - символ стойкости римского народа. Угасание огня считалось предвестником несчастья для Рима.

должностными лицами государства, а все религиозные дела решал сенат. Должность жреца была выборной, она не оплачивалась. Особым почетом пользовались весталки - жрицы богини Весты, которые поддерживали огонь в ее храме. Когда весталка встречала преступника, идущего на казнь, то закон освобождал его от наказания. Будучи представительницами знатных родов, весталки оставались в звании жриц 30 лет.

Начиная с Юлия Цезаря, подчеркивающего свою принадлежность к бессмертным богам, пошло обожание правителей Рима. К имени наследника Юлия Цезаря - Октавиана, приобретшего неограниченную власть, было прибавлено имя Август, то есть «возвеличенный богами», «равный богам».

На поздних этапах существования Римского государства усиливается влияние восточных культов, среди которых появилась и новая религия - христианство, зародившееся в первой половине 1 в. н. э. в Иудее (Палестине). Об этом вы узнаете из следующих параграфов учебника.

Что общего и в чем отличие религии римлян и греков? Составьте сравнительную таблицу греческих и римских богов.

2. Какие древнеримские традиции определяли семейную жизнь и воспитание детей?

Юные римляне практически были лишены права выбора при создании семьи. Мужей и жен обычно выбирали детям родители. Распространенным явлением были браки по расчету. Так, известный оратор Цицерон после 37 лет супружеской жизни развелся и вступил в брак с 20-летней девушкой, чтобы предотвратить разорение. Девушки могли выходить замуж с 12-ти лет, но чаще всего это происходило в 14-летнем возрасте.

Младенца после рождения клали у ног отца. Тот должен был взять его на руки, чтобы продемонстрировать, что принимает его в свою семью. На девятый день после рождения ребенку давали имя и особенный амулет, который должен был защищать его от злых духов.

На мраморном рельефе саркофага - все этапы воспитания мальчика. Слева мать кормит младенца. Потом отец по традиции поднимает его, признавая своим. Впоследствии мальчик едет в колеснице, запряженной ишаком; в конце юноша декламирует отцу изученный урок.

Учитель с тремя учениками. Древнеримский рельеф.

Дети получали образование в зависимости от достатка родителей. Самые бедные не учились вообще. Состоятельные отдавали детей в начальную школу. Большинство учеников заканчивали ее в 11 лет. Дальнейшее образование получали дома.

В римских начальных школах по большей части был лишь один класс с 12 учениками. Учителями чаще всего были рабы-греки. Богатые родители содержали раба-педагога. Он сопровождал ребенка в школу и наблюдал за его поведением во время занятий.

Лишь незначительная часть детей могла посещать грамматику — так называли среднюю школу. Там изучали историю, философию, географию, геометрию, музыку и астрономию. Одним из заданий этого этапа учебы была подготовка к занятиям с учителем красноречия. Особым предметом был греческий язык: действительно образованным человеком в Риме считали лишь того, кто его знал.

Получив возможность учиться дальше, подростки в возрасте 13— 14 лет отправлялись в Грецию. Учились в Афинах и на острове Родос у наилучших учителей. Это обучение стоило очень дорого, но оно давало возможность сделать политическую и юридическую карьеру.

Чем римская система образования и воспитания отличалась от греческой?

3. Какой была хозяйственная жизнь древних римлян?

Вы уже знаете, что итальянское крестьянство было основой римской армии, которая до конца 2 в. до н. э. формировалась как народное ополчение. Почти непрерывные войны, которые вел Рим в 3-2 вв. до н. э., надолго отрывали крестьян от земли, что привело к разорению мелких крестьянских хозяйств. Состоятельные землевладельцы скупали заброшенные участки земли и объединяли их в огромные имения. Для работы в них использовали рабов, добытых в многочисленных военных походах. Вследствие развития больших рабовладельческих имений мелкие крестьянские хозяйства разорялись, не выдерживая конкуренции.

На улице Помпеи. Художественная реконструкция.

• Рассмотрите иллюстрацию. На какие особенности хозяйственной жизни римских городов обращает внимание художник?

Однако это не было препятствием для развития сельского хозяйства во 2-1 вв. до н. э. Применение удобрений, многократная пахота, присмотр за полем вследствие привлечения труда рабов способствовали росту урожаев. Особенно прибыльными были виноделие, выращивание оливок, садоводство. Возле крупных городов возникали хозяйства, специализирующиеся на поставках молока, сыра, птицы, мяса, фруктов и овощей.

Активно развивались и ремесла. Откопав Помпеи и Геркуланум, ученые узнали, что небольшие мастерские были чуть ли не в каждом дворе. В таких мастерских изготавливали шерстяные ткани, лампы из бронзы и глины, изделия из железа и стекла, самые разнообразные инструменты - хирургические, кузнечные, столярные, весы и т. п. А еще были ювелирные, парфюмерные, скульптурные мастерские.

Прочитайте фрагмент из труда государственного деятеля и писателя Марка Порция Катона, дайте ответ на вопрос.

1. На основе отрывка из труда Катона сделайте вывод об отраслях хозяйства в римском рабовладельческом имении. 2. Почему, по мнению Катона, настоящий хозяин - тот, который продает, а не тот, который покупает? 3. Найдите в источнике подтверждение мысли, что благосостояние имения зависит от ответственности хозяина.

«Когда ты спросишь, какое имение наилучшее, то я скажу так: сто югеров с разнообразной почвой, в наилучшем городе - во-первых, с виноградником, когда вино хорошее и когда вина много; во-вторых, с поливным огородом; в-третьих, с ивняком; в-четвертых, с маслиновым садом; в-пятых, с лугом; в-шестых, с хлебной нивой, в-седьмых, с лесом, где можно рвать листья на корм скоту; в-восьмых, лес с деревьями, дающими желуди. Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать...

Нужно проверить количество денег и хлеба, то, что подготовлено для кормления скота; количество вина, масла; что продано, что выручено, что осталось, что можно продать... Хозяин должен распорядиться работами... Он должен осуществить продажу: продать масло, если хорошая цена, вино, продать излишки зерна, старых волов, немощный скот, немощных овец (шерсть, шкуры, старую телегу, старые железные орудия), старого раба, больного раба и вообще продать все ненужное. Хозяин должен стремиться продавать, а не покупать».

Воспользовавшись иллюстрацией, составьте рассказ о жизни обитателей римского рабовладельческого имения.

Оцените себя

1. Каким богам поклонялись древние римляне?

2. В чем особенности их семейной жизни?

3. Где и как римляне получали образование?

4. Что определяло развитие хозяйства в Риме?

Что в повседневной и хозяйственной жизни римлян указывало на то, что их государство постоянно воюет? Если общество древних греков определяют как общество досуга, то как можно определить общество древних римлян?