Всемирная история. История Украины - 6 класс - Бандровский 2014

35. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ВОСПИТАНИЕ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Рассмотрите иллюстрацию. О каких школьных занятиях свидетельствует роспись? • К каким деталям привлекает внимание вазописец? • Чем такая учеба отличалась от спартанской? • Что, по вашему мнению, делает мужчина с тростью, изображенный справа?

Фрагмент вазописи с изображением древнегреческой школы.

В чем особенности воспитания и образования древних греков?

Появление на свет ребенка было в греческой семье большим праздником. Когда рождался мальчик, на двери дома цепляли ветки оливы, а когда девочка - шерстяные нити. До семи лет ребенок находился на попечении матери или кормилицы. Греки считали детей ответственными за поступки родителей.

В разных полисах детей воспитывали по-разному. В Спарте, в частности, об их воспитании и образовании заботилось государство. Но в других городах воспитание было домашним. Ребенка с семи лет передавали под опеку раба, которого называли педагогом. Позже мальчики начинали посещать школу. Чаще всего они имели трех учителей. Первый учил детей читать, писать и считать. Второй - музыке, а третий следил за их физическим развитием. За дальнейшую учебу следовало платить. Основными предметами с 12 лет была грамматика

(литература, преимущественно поэзия), риторика - искусство красноречия. До 16 лет это образование завершалось, и наступал период 2-3-летних атлетических упражнений. В 18 лет юноша вступал в возраст эфебов (начальная 2-летняя военная или пограничная служба). По ее завершении мужчина считался совершеннолетним. Он мог продолжить учебу в элитных философских школах. Кроме риторики, в них учили искусству диалектики - правильного рассуждения.

Составьте предложение о воспитании и образовании греков разных возрастных групп.

До 7 лет

От 7 лет

От 12 лет

От 16 лет

От 18 лет

Каких традиций придерживались древние греки в семейной жизни?

Греки первые из древних народов начали следовать обычаю, по которому у мужчины должна быть одна жена. По большей части будущего мужа выбирал отец девушки. Он приглашал жениха и невесту и определенное время наблюдал за их поведением. Только в Спарте будущую жену надо было (по согласованию с ней) похитить.

Браку предшествовало обручение, но обещание давала не девушка, а ее отец или брат. На свадьбу приглашали родственников и друзей семьи. На ней не было невесты, которая сидела в фате среди своих подруг. После пира молодожены ехали в дом мужа. Мужчина на руках вносил невесту в дом, а гости осыпали молодых финиками, орехами, мелкими монетами.

Выходя замуж, женщина теряла самостоятельность. Она не принимала никаких решений, не могла выходить без разрешения из женской половины дома. Женщины садились за стол лишь тогда, когда семья обедала без гостей. Из дома женщина могла выйти лишь для того, чтобы пойти в храм, да и то только с мужем.

Молодые супруги на древнегреческой посуде.

Сцены свадьбы на греческой вазе.

В отличие от афинянок, спартанки были полными хозяйками в доме, поскольку их мужчины ничем, кроме охоты, спорта и войны, не занимались. По преданию, одна знатная спартанка на упрек иностранки, что спартанские женщины руководят своими мужчинами, ответила: «Но мы и рожаем настоящих мужчин».

Рассмотрите иллюстрации. Какие детали повседневной жизни женщин изображены на древнегреческих вазах?

Какими были достижения греческой философии и науки?

Исключительное значение для европейской цивилизации имело возникновение нового, отличающегося от мифологии, направления познания мира и человека - философии. Философия зародилась в конце 7 в. до н. э. в Ионии. Сначала философская мысль Греции не была отделена от природных и математических знаний.

Потом стали формироваться отдельные направления научных знаний - астрономия, математика, медицина и география. Однако каждая из этих новых отраслей оставалась философской, поскольку пыталась объяснить, как устроен мир - природа, человек, человеческое общество.

Незаурядную славу получили философы Гераклит и Демокрит. Гераклит считал, что мир не создан ни богами, ни кем-либо из людей. В природе, в жизни, считал философ, происходит вечное движение, все течет и изменяется. «Дважды не войдешь в ту же реку», - заверял Гераклит. Демокрит выразил предположение, что все в природе состоит из маленьких частиц - атомов.

Слово философия - греческого происхождения. Оно переводится как «любовь к мудрости». Философия исследует самые общие законы развития природы, общества, человека.

Фреска «Афинская школа» (1511 г.) из зала папского дворца в Ватикане. Так в художественных образах итальянский художник Рафаэль Санти (1483- 1520 гг.) воплотил представление о философии. В центре многофигурного изображения - фигуры Аристотеля и Платона в окружении учеников: оба философа, о чем-то дискутируя, медленно приближаются к зрителю, величественно ступая по мозаичному полу. Слева вверху мы видим Сократа; а рядом группа с Пифагором. На переднем плане одинокая фигура Гераклита.

Науки так быстро развивались, что некоторые философы начали утверждать, что все научные истины изменчивы и сомнительны. Немало последователей имел Сократ. Он считал, что истинное (точное, достоверное) знание, несмотря на ограниченные возможности человека, существует. «Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрец, отмечая, что человек не рождается со знаниями и при жизни не может познать всего. «Истина рождается в споре» - еще одно убеждение Сократа, которое указало путь развития научного познания.

Учение Сократа развивал его ученик Платон. Именно Сократа он сделал главным героем своих диалогов - произведений в форме бесед. Платон был убежден, что мир создан по идеальному замыслу божественного разума и его нельзя познать до конца. Неподалеку от Афин Платон основал первую философскую школу, в которой учились все желающие. Она получила название «Академия» от священной рощи, посаженной в честь героя Академа, где она была расположена. Основанная Платоном академия просуществовала почти тысячу лет.

Чрезвычайной широтой знаний выделялся Аристотель. Трудно найти такую область науки, которую бы не исследовал этот мыслитель. Ученый оставил после себя произведения по философии, математике, ботанике, медицине, правоведению и т. п. Основой мира, по мнению Аристотеля, является материя (то есть атомы). Аристотель также создал близ Афин философскую школу - Ликей. Так ее называли, потому что расположена она было около храма Аполлона Ликейского. Там Аристотель читал, прогуливаясь, свои лекции ученикам. Кто успевал за ним, тот успевал и в учебе, кто же отставал - тот имел пробелы в знаниях, то есть «отставал в учебе».

Со временем от философии отделилась новая наука - математика. Сильнейшей была математическая школа, созданная Пифагором. На острове Киос при храме бога целительства и покровителя врачей Асклепия возникла известная медицинская школа, основателем которой был врач Гиппократ. Гиппократа считают основателем научной медицины. До сих пор врачи многих стран мира дают клятву Гиппократа - наставления, каким должен быть врач.

В 5 в. до н. э. появились первые исторические произведения. Самыми выдающимися историками того времени были Геродот, которого называют «отцом истории», и Фукидид.

Выберите из текста имена самых известных философов и ученых. Подберите к каждому краткую характеристику.

Прочитайте переводы о Сократе. Поразмышляйте, какими повседневными делами проникались греки, какие философские и этические проблемы их тревожили.

***

К Сократу прибежал какой-то мужчина и взволнованно начал:

- Послушай, Сократ, я должен тебе сказать, что твой приятель...

- Погоди, - прервал его философ. - Сначала узнаем, просеивается ли то, что ты мне скажешь, сквозь три сита.

- Три сита? - удивился мужчина.

-Да, дорогой приятель, сквозь три сита! Первое сито - это правда. Ты убежден, что все в твоем рассказе правда?

- Я слышал об этом от... - смущаясь начал тот.

- Так, так. Попробуем второе сито. Это сито добра. То, что ты мне хочешь сказать, наверное, хорошая весть?

- По-видимому, напротив...

- Тогда испытаем третье сито. Скажи, нужно ли мне знать то, что тебя так взволновало?

-Да нет...

- Тогда, - улыбнулся мудрец, - если то, что ты хотел мне сказать, ни правдивое, ни хорошее, ни необходимое, то похорони его в себе и не обременяй ни себя, ни других...

***

Один расточитель, жалуясь, что ему всегда недостает денег, спросил Сократа, где ему одолжить достаточно крупную сумму.

- Одолжи у себя, ограничив свои расходы, - посоветовал философ.

Оцените себя

С чем или с кем связано возникновение терминов, которыми пользуются и в настоящее время: философия, академия, лицей, педагог? Что означает каждый из них?

Чем прославили свои имена Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Геродот, Пифагор, Гиппократ?

Какое образование получали древние греки?

Какие особенности имела семейная жизнь?

Приходилось ли вам бывать на свадьбе? Имеют ли общие черты свадебные обряды украинцев и древних греков? Как это можно объяснить? Какие особенности образования и воспитания древних греков унаследованы современной школой?