Всемирная история. История Украины - 6 класс - Бандровский 2014

§ 31. БЫТ И ВОСПИТАНИЕ СПАРТАНЦЕВ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

1. Какой была повседневная жизнь спартиатов?

Спартиаты постоянно были готовы воевать. Именно это определяло их быт. Они не занимались ни хозяйством, ни торговлей. Основным их занятием была война, а сама Спарта напоминала военный лагерь. Спортивные соревнования поддерживали постоянный дух соперничества. Спартиатам запрещалось без надобности выезжать за пределы полиса, много говорить и разглашать содержание даже бытовых разговоров.

Для того чтобы стать полноправным гражданином (спартиатом), надо было: во-первых, от роду получить право на владение земельным наделом; во-вторых, получить соответствующее воспитание, о котором заботилось государство, и, в-третьих, получить доступ к одной из общественных столовых, где питались все взрослые (в возрасте старше 30 лет) мужчины.

Спартанская девушка, участвующая в соревнованиях по бегу. Фигурка 5 в. до н. э. Спартанские девушки, будущие матери, должны были быть сильными, здоровыми и выносливыми. Они занимались бегом, борьбой, метали копья.

Прочитайте отрывок из произведения Плутарха. Подумайте, почему историк утверждал, что «Спарта - единственный город в мире, где действовала пословица, что богатство слепо и лежит неживое и неподвижное, как на картине».

«...Чтобы окончательно уничтожить любое неравенство, Ликург в первую очередь изъял из обращения все золотые и серебряные монеты, приказав использовать лишь железную, но и той при ее большом размере и весе определил маленькую стоимость, - так хранение суммы в десять мин требовало иметь дома собственный склад, а для перевозки - телеги. Кроме того, он прогнал из Спарты лишние и ненужные, на его взгляд, ремесла. А в конечном счете, большинство из них и без того исчезли бы вместе с вводом новой монеты, потому что художественные изделия не имели сбыта... Не было в Спарте и торговли чужеземными товарами, в спартанские пристани не заходил ни один корабль. Чтобы еще решительнее побороть пышность и полностью уничтожить жажду к богатству, Ликург ввел общее питание. Согласно этому все граждане должны были сходиться вместе и совместно есть приписанные кушанья; никто не смел есть у себя дома, разлегшись на дорогих подушках возле убранных стопов».

Работаем самостоятельно. Задание 1. Дайте ответы на вопросы:

1. Почему с вводом новой «монеты», по словам Плутарха, в стране исчезла преступность?

2. Для чего в Спарте было введено общее питание спартиатов?

3. Как нововведения Ликурга повлияли на быт спартанцев?

2. Чему стремились научить своих детей спартанцы?

Большое внимание спартанская власть уделяла воспитанию детей. Жизнь новорожденного ребенка в Спарте зависела от решения совета старейшин. Больные дети, считали спартиаты, не нужные ни родителям, ни государству. До семи лет ребенка воспитывали в семье, а потом начиналась учеба в общественных школах. В 14 лет мальчики проходили испытание в храме Артемиды. После экзамена (а нужно было выдержать удары розгой без слез и криков) мальчик мог продолжать учебу. В 18 лет его зачисляли в отряд эфебов, которые занимались военными упражнениями, иногда поисками еды и кражами, поскольку эти отряды не содержались за счет общины. Заканчивалось воспитание мужчин в 30 лет. Совершеннолетие у девушек определялось 18-летним возрастом, который давал возможность вступить в брак.

Фигурка спартанского воина, готовящегося к битве, с распущенными волосами и в плаще. 5 в. до н. э.

Рассмотрите иллюстрацию. Источники свидетельствуют, что перед битвами спартанцы одевали плащи преимущественно красного цвета. Поразмышляйте почему.

3. О каких подробностях воспитания спартанцев узнаем из рассказа Плутарха?

«Ликург собрал семилетних детей, объединил их в отряды и воспитывал их совместно, приучал к общим играм и учебе. Во главе отрядов он ставил самого сообразительного и самого храброго во время драк. Дети во всем брали с него пример, выполняли его приказы, несли наказания, следовательно вся учеба заключалась в том, чтобы воспитывать в детях покорность. Чтению и письму они учились только в пределах необходимости. Воспитание заключалось в том, чтобы научить безотказно подчиняться и побеждать противника.

Воспитание старших было еще суровее, их стригли коротко, приучали ходить босиком и играть голышом. Когда они достигали 12 лет, ребята переставали носить хитон, получая раз в году гиматий, ходили грязными, не умывались и не смазывали ничем тело, за исключением нескольких дней в году, когда им позволялось пользоваться всем этим.

Детей приучали высказываться остро, но остроумно и немногословно. Ликург считал, что и несколько простых слов должны иметь глубокий смысл. Заставляя детей долго молчать, он учил их давать меткие, глубокомысленные ответы... Сам Ликург, когда у него кто-то начал требовать, чтобы он ввел в государстве демократию, ответил: "Введи сначала демократию у себя в доме"».

Хитон - длинная нательная рубашка без рукавов.

Гиматий - верхняя одежда в виде куска ткани, который одевали поверх хитона.

Почему спартанцы так сурово воспитывали своих детей?

Работаем самостоятельно. Задание 2.

1-2. Воспользовавшись отрывком из произведения Плутарха, объясните происхождение высказываний спартанское воспитание и лаконичный язык.

3. Дополните утверждение, используя глаголы,

Спартанских мальчиков учили...

Работаем самостоятельно. Задание 3.

Воспользовавшись рассказом греческого историка Ксенофонта, объясните, чем воспитание спартанцев отличалось от того, о котором идет речь в отрывке.

Спартанцев воспитывали не так, как других греков. Во-первых,... Во-вторых... В-третьих...

«Обычно те эллины, которые о себе говорят, что хорошо воспитывают своих детей, как только их дети начнут понимать, что им говорят, немедленно приставляют к ним педагогов - своих слуг и отправляют к учителям учиться грамоте, музыке и занятиям в палестре. В то же время ноги их изнеживают обувью и все тело - многочисленной одеждой, а что касается еды, то мерой для них считают их желудок...».

Палестра - частная гимнастическая школа. Такие школы имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны.

Оцените себя, поставив за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).

Сравните убеждения граждан Спарты и Афин. Поразмышляйте, чем те и другие гордились, что считали наивысшими добродетелями, а что осуждали.