Всемирная история. История Украины - 6 класс - Бандровский 2014

§ 13. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

• Рассмотрите древнеегипетское письмо. Похоже ли оно на наше? Какие отличия бросаются в глаза? • Как вы думаете, легко ли было научиться такому письму?

Пример разноцветного иероглифического письма египтян.

1. Каковы особенности древнеегипетского письма? Чему обучали в древнеегипетских школах?

Иероглифы - схематические рисунки, которые обозначают слова и понятия и используются для письма.

Слово «папирус» на египетском языке обозначало «то, что положено царю». Это травянистое растение, разновидность камыша, которое росло на берегах Нила.

Египтяне имели собственное письмо. Понятно, что на протяжении тысячелетней истории египетской цивилизации оно изменялось, совершенствуясь. Древнеегипетское письмо было иероглифическим: графические знаки в нем имели разное значение, обозначая и отдельные звуки, и их сочетания, и целые слова, и даже предложения. Древнеегипетская графика состояла из 750 знаков-иероглифов.

Египтяне размещали иероглифы горизонтальными строками справа налево или вертикальными - сверху вниз. Сначала надписи делали на камне. Впоследствии материалом для письма стал папирус. На нем египтяне писали черными и красными чернилами, используя специальные палочки-щеточки. Красной краской помечали начало разделов и даты.

Как изготавливали папирусные свитки? Стебли камыша нарезали полосками, которые складывали в несколько слоев крест-накрест, а затем прессовали и высушивали. Папирусные листы склеивали и скручивали в свертки - делали свитки. Некоторые из них имели длину 40—50 м.

Всех египетских мальчиков независимо от происхождения в 7-8 лет принимали в школу при храме. Обучение было платным: платили по большей части пищей. Одна из надписей рассказывает о бедном юноше, который «достиг ног фараона благодаря своей дощечке для письма». Завершив образование, которое предусматривало знание иероглифов, овладение искусством письма и чтения, а также арифметики, геометрии и географии, ученики получали звание «переписчика, который получил дощечку». Это давало возможность занять административную должность.

Родители уделяли мальчикам и девочкам одинаковое внимание, хотя образование не считалось обязательным, особенно для девушек. Впрочем, иногда девушкам все-таки удавалось его получить. Первая в истории женщина-доктор, Песечет, практиковала в Мемфисе в 3 тысячелетии до н. э.

Все ли египтяне имели возможность учиться? Почему?

Розеттский камень.

В 1822 г. французский ученый Жан-Франсуа Шампольон после многолетнего труда смог прочитать текст, написанный древнеегипетскими иероглифами на так называемом Розеттском камне. Текст на камне был высечен на трех языках. Он рассказывал о событиях, которые происходили при царе Птолемее в 196 г. до н. э. Сопоставив написание имени царя, которое было обведено овальной рамкой, с греческим письмом и древнеегипетскими иероглифами, Шампольон расшифровал отдельные знаки. Так была разгадана тайна иероглифов.

Определите, сколько прошло лет от создания текста египетскими жрецами до его расшифрования Шампольоном.

2. Что знали о мире и человеке древние египтяне?

С древних времен египтяне умели измерять время. Это было нужно, чтобы следить за разливами Нила. Паводок всегда начинался, когда в ясные июльские ночи на краю неба появлялась звезда Сириус. Египтяне первыми изобрели часы: солнечные и водяные.

Египетский год составлял 12 месяцев, каждый из которых имел 30 дней. Разделялся месяц на три декады (по 10 дней). Сутки составляли 24 часа: 12 ночных и 12 дневных часов.

1. Солнечные часы.

2. Древнеегипетская линейка.

Сооружение пирамид, храмов свидетельствует о незаурядных математических знаниях древних египтян. Точность расчетов для строительства пирамид до сих пор поражает. Ведь пирамиды точно ориентированы своими углами по сторонам света. Особенно уважали египтяне геометрию. Знания геометрии нужны были для вычисления площадей посева и во время строительства оросительных сооружений.

Хорошие знания имели египтяне и в области медицины. Врачи оказывали помощь при переломах, использовали бинты, накладывали швы, а также делали достаточно сложные хирургические операции. Археологи нашли такие хирургические инструменты, как бронзовые ножи-скальпели, иглы. Египтяне составляли справочники-советчики врачам, писали медицинские труды. Заметными были достижения в астрономии - науке о планетах и звездах. Египтяне давали названия звездам и созвездиям, составляли карты. Например, созвездие Большой Медведицы называли Ногой Быка. Египтяне верили, что по звездам можно определить судьбу человека.

Какие знания нужны были египтянам для: 1) вычисления периодов разлива Нила и занятий земледелием; 2) вычисления налогов, размера урожаев; 3) строительства пирамид, дворцов, храмов; 4) изготовления мумий?

1. В Египте бытовала пословица: «Тайна врача - это знание сердцебиения». Как эта пословица свидетельствует об уровне медицинских знаний?

2. Подумайте, почему наибольших успехов египтяне достигли в медицине.

3. В чем своеобразие изобразительного искусства древних египтян?

Древнеегипетские художники первыми начали создавать скульптурные портреты. Дворцы, храмы, гробницы украшены статуями фараонов, вельмож, полководцев и верховных жрецов. Уникальными являются статуи царевича Рахотепа и его жены. Однако в скульптуре увековечивали и простых людей.

Создавая статуи, скульпторы придерживались определенных правил. Рассмотрев внимательно скульптурные изображения, вы заметите, что ноги людей плотно сомкнуты, одна рука прижата к груди, вторая - к коленям. Взгляды направлены вперед. Скульптурные изображения мужчин покрывали краской коричневого цвета, женщин - желтого, а волосы красили в черный цвет.

Людей изображали молодыми, красивыми и полными сил. На статуе вырезали имя и должность, которую человек занимал при жизни. В руку воину вкладывали оружие, писарю - свиток.

Стены гробниц украшали росписями и рельефами - объемными изображениями на плоскости. Фигуры людей вырезали или рисовали по определенным правилам: верхняя часть тела - плечи, руки - выглядела так, будто мы смотрим на изображенного спереди, а ноги - будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо. Фигуры

фараонов всегда были больше других, мужские тела раскрашивали более темными красками, а женские - более светлыми.

Древнеегипетский рельеф. Около 2000 г. до н. э.

• Кто и что изображено на рельефе?

• Найдите в тексте описание правил изображения людей в Древнем Египте и сравните с тем, что видите на рельефе.

Египетские художники украшали стены храмов и гробниц сценами повседневной жизни (в частности, людей, занятых земледельческими работами) или войн. Персонажами могли быть хлеборобы, пастухи, ремесленники. Художники очень точно воссоздавали животных, растения и предметы. Сохранились древнеегипетские пейзажи долины Нила.

1. Рассмотрите картину древнеегипетского художника. Не усложняют ли ее восприятие многочисленные детали: птицы взлетают в небо, кошка охотится в чащах папируса, рыба плещется в реке? Что, по-вашему, стремился воплотить художник? 2. Почему статуям в гробницах придавали портретное сходство с умершими? Каких правил должны были придерживаться египетские скульпторы и художники? 3. Подумайте, почему мужчина изображен более темными красками, а женщина - более светлыми.

1. Охота в чащах Нила. Роспись гробницы в Фивах. Конец 15 в. до н. э.

2. Царевич Рахотеп и его жена Нофрет. Около 2700 г. до н. э.

4. Чем поражает древнеегипетская архитектура?

Древние египтяне первыми начали применять камень для строительства дворцов и храмов. Они также первыми научились строить сооружения с колоннами.

До нашего времени сохранились остатки храмов Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их сооружали в течение многих веков. Это сложный комплекс просторных комнат, переходов, колонн и обелисков. Большой зал с колоннами в Карнакском храме длиной 102 м и шириной 53 м, с 134 колоннами высотой 15 м и 21 м. Величественные колонны, которые поддерживали кровлю крыши храмов, украшали надписями и рисунками. Верхняя часть колонн имела вид цветка папируса или пальмы и т. п.

Древнеегипетский обелиск.

Колонна - круглая вертикальная опора в здании.

Обелиск - архитектурная форма, впервые созданная в Египте. Она символизировала солнечные лучи.

1. Большой зал с колоннами в храме Амона-Ра в Карнаке.

2. Храмовый комплекс в Карнаке. Реконструкция.

Выдающимся памятником древнеегипетской архитектуры является также храм Рамзеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Но больше всего поражают пирамиды. Вы уже знаете, что самой известной и большой является пирамида Хеопса, которую считают первым из семи чудес мира древности.

Оцените себя

1. Каким было древнеегипетское письмо?

2. Что узнали об образовании египтян? Какие знания были крайне нужны египтянам в повседневной жизни?

3. Какие архитектурные сооружения строили в Древнем Египте? Каковы особенности древнеегипетского искусства?

4. Объясните понятия: иероглиф, папирус, колонна, обелиск.

Бытует мнение, что пирамиды построены по указаниям представителей внеземных цивилизаций. Прокомментируйте такие предположения. Чем они предопределены? Что должны были знать египтяне, чтобы сооружать пирамиды и храмы?