Вісник - Випуск 44 - Спеціальний випуск - 2011

Повседневная жизнь Омска в годы «послевоенного сталинизма» (1946 - март 1953 гг.): социально-экономические аспекты 

Повсякденне життя Омська в роки «післявоєнного сталінізму» (1946 - березень 1953 pp.): соціально-економічні аспекти. В статті розглянуті особливості повсякденного життя Омська в перші післявоєнні роки (1946 - березень 1953 pp.). Виявлені особливості благоустрою міста, розвитку транспорту, соціально-побутових умов життя городян, торгівлі.

Ключові слова: Повсякденність, благоустрій, соціально-побутові умови, транспорт, торгівля

В последние годы к проблемам истории повседневности как части социальной истории проявляется большой интерес. История повседневности г. Омска изучена ещё слабо, но в преддверие 300-летнего юбилея города (2016 г.) комплексное исследование повседневности города и жизненных практик его жителей представляется весьма актуальной задачей. Данная работа является попыткой выявить особенности омской повседневности в первые послевоенные годы, которые ещё называют годами «послевоенного сталинизма». При подготовке статьи использовались архивные материалы и периодическая печать.

Проблемы благоустройства города. Омск первых послевоенных лет был далёк от благоустройства в современном его понимании. Целый ряд проблем: снабжение водой, вывоз мусора, освещение домов и улиц, строительство дорог, тротуаров, теплосетей, общественный транспорт были не решены достаточным образом. Ситуация значительно осложнилась после эвакуации в город большого количества предприятий. Статистика сообщает нам, что население Омска на 17 января 1939 г. составляло 288,9 тыс. чел., а 1 января 1946 г. в городе уже насчитывалось 410,5 тыс. чел.. Такой рост населения даже в самое благоприятное для экономики время не мог не обострить коммунальные проблемы. Что ж тогда говорить о периоде тяжелейшей войны.

К 1946 г. 90% построек Омска были деревянными, не было хороших дорог и обустроенных парков. Благоустройство города первых послевоенных лет осуществлялось в соответствии с решениями, принятыми Совнаркомами РСФСР (в 1944 г.) и СССР (в 1945 г.). Определённую роль в развитии городского хозяйства сыграли постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства города Омска» (январь 1948 г.), «О мерах помощи городскому хозяйству города Омска» (февраль 1949 г.).

Одной из основных проблем Омска тех лет было снабжение питьевой воды. Строительство Большого водопровода было главной задачей городского хозяйства на протяжении конца 1940-х гг. Пуск первой очереди дал бы городу в два раза больше воды. Уже к лету 1946 г. посёлки Куйбышевский и им. Будённого Ленинского района должны были увеличить потребление втрое, заводы и население восточной части города - в полтора-два раза. Вторая очередь водопровода должна была увеличить потребление воды ещё в три раза. Кроме очистных сооружений, планировалось ввести в строй разводящую сеть. В начале 1948 г. строительство Большого водопровода было в основном завершено.

Проблема уборки мусора также волновала общественность города. В апреле 1949 г. сообщалось, что грудами мусора были завалены территории многих заводов, рынков, окраинных посёлков. Трест очистки города имел только 3 автоцистерны и 32 рабочие лошади. Имевшиеся 2600 дворников, плохо были обеспечены дворников необходимыми инструментами и материалами. Имелись случаи задержки выплаты зарплат, положенного топлива.

Проблемы благоустройства города регулярно обсуждались властными органами. Так, в феврале 1946 г. на XXVII сессии Омского горсовета рассматривался ход выполнения решений правительства СССР и РСФСР. Определённое продвижение было, но его нельзя было назвать значительным. Были пущены в эксплуатацию 13 трамвайных вагонов, капитально отремонтирован понтонный мост, проложено 3,2 км. теплосети, заасфальтирована площадь им. Дзержинского, увеличено уличное освещение, отремонтированы некоторые бани, посажено 166 тыс. деревьев и кустарников. На субботниках силами населения были отремонтированы фасады 319 домов, построены 37 тыс. кв.м, простейших тротуаров, 100 тыс. м. водосточных канав. Вместе с тем жилищное строительство сильно отставало.

В 1948 г. на благоустройство города, развитие его хозяйство было потрачено свыше 40,6 млн. руб. Построены 41 многоквартирный и 232 индивидуальных дома с общей площадью более 30,6 тыс. кв. м. Новые квартиры получили 1300 семей рабочих и служащих. Проложено 2100 м. новой линии теплотрассы, теплофицировано 13 зданий. Электрифицировано около 3 тыс. жилых домой. Одновременно шло асфальтирование дорог, установка металлических оград, посадка деревьев. Планы выполнялись не в полном объёме.

Большое место в планах занимало озеленение. На закладку сквера им. 30-летия ВЛКСМ на месте товарного двора железной дороги было ассигновано 170 тыс. руб., 400 тыс. руб. вкладывалось в благоустройство Парка культуры и отдыха в Молотовском (позднее - Октябрьском) районе. 250 тыс. руб. ассигновалось на электрификацию и радиофикацию. Немало было сделано и предприятиями. В 1948 г. силами населения было устроено 42929 водоотводных канав, 47600 кв.м, деревянных и шлаковых тротуаров, посажено 7200 деревьев и кустарников. В работах по благоустройству участвовало 390 тыс. горожан.

Проблемы благоустройства Омска накапливались долгое время, и исправить ситуацию в короткий срок было невозможно. В 1950 г. из 640 км городских дорог было замощено 79,3 км, заасфальтировано - 12,3 км и спрофилировано - 81,3 км. Из 1280 км тротуаров было благоустроено только 27%. Мало было и зелёных насаждений. При норме в 10 кв. м. площади зелёных насаждений на одного жителя, в Омске приходилось 6,3 кв.м. Наружное освещение имелось лишь на 11% улиц. При отсутствии ливневой канализации и недостаточности мощности треста очистки более 40% мусора и нечистот оставалось в городе.

Транспорт. Коммуникации всегда оставалась проблемой для большого города. И без строительства дорог и мостов, трамвайных путей, без закупок большого количества трамваев, автобусов решить транспортную проблему было невозможно. Большинство дорог города оставалось не только неасфальтированными, но зачастую и попросту непроезжими, что мешало развитию автобусного движения. В мае 1949 г. из 640 км. дорог только пятую часть можно было считать проезжими. С тротуарами ситуация была ещё хуже. Из необходимого минимума 1280 км. их было только 376 км. Из них асфальтированных имелось 28,5 км., деревянных 31 км, шлакобетонных - 279 км.

В первые послевоенные годы немалое количество улиц города были вне досягаемости общественного транспорта. Через Иртыш был понтонный мост летом. Зимой был мост ледяной. Мосты эти были в створе ул. Масленникова, где в 1959 г. построили Ленинградский мост. Через Омь был «железный мост» (в районе ул. Ленина). Много сил город потратил и на строительство Комсомольского моста (в створе ул. К. Маркса), который был сдан в эксплуатацию в 1953 г.

Главным транспортом горожан оставался трамвай. Открытие трамвайного движения в Омске состоялось 15 ноября 1936 г. Первая линия протяженностью 6,8 км проходила от сада им. Куйбышева (возле современного кинотеатра им. Маяковского) до железнодорожного вокзала. Последующие линии связали с центром Городок Водников, Ремесленные улицы, Парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ, сельхозинститут.

Ситуация с трамвайным движением в Омске оставалась неудовлетворительной. Об этом в частности свидетельствует «Открытое письмо» преподавателей сельхозинститута (14 профессоров, и 14 доцентов) председателю горисполкома А. В. Полухину. опубликованное в «Омской правде» 12 апреля 1946 г. В письме говорилось, что движение трамваев между городом и сельхозинститутом «в последние 6 месяцев прекратилось совсем». В результате сотрудники института, живущие в городе, были вынуждены проходить пешком на работу (по 15-20 км ежедневно!).

Даже когда омич дожидался трамвая, уехать ему было нелегко. Давка и толкотня были нормой жизни пассажиров. В 1947 г. ситуация с трамвайным движением лучше не стала. На остановках скапливалась масса людей (иногда сотни), которые брали трамвай штурмом. Директор трамвайного треста Никольский, выступая на заседании горсовета, объяснял, что у треста нет ни службы пути, ни службы движения, ни ремонтной базы. Не хватало и материалов, оборудования. В 1950 г. городские власти начали прокладывать вторые пути для трамвайных маршрутов, чтобы улучшить движение. Помощь в строительстве путей оказывала железная дорога.

Основой автобусного парка Омска были машины с Московского автозавода имени Сталина - ЗиС (ныне AMO-ЗИЛ). В 1946 г. парк машин стал пополняться: автобусы ЗИС-8, ЗИС-16, ЗиС-154. Автобусы марки ЗиС-154 (а позднее и ЗиС-155) вместе с капотными машинами ГАЗ-0330, ЗиС-16 составляли парк послевоенного Омска. Омичи пользовались и «речными трамваями» (теплоходами, которые ходили по Иртышу), электричками, такси. При необходимости использовался гужевой транспорт (пролётки).

Социально-бытовые условия. В годы войны Омск принял большое количество эвакуированных предприятий. Рабочие заводов терпели все бедствия ради достижения Победы, но после окончания войны их настроения стали меняться. Их социально-бытовое положение не улучшалось, им не разрешали вернуться в родные города, в которые у некоторых работников уже уехали семьи.

Особенно острой реакция рабочих была на танковом заводе №174, где имели место факты коллективного отказа рабочих от работы свыше 8 часов, самовольного оставления предприятия (несмотря на уголовную ответственность за это).

Омский завод не был каким-то исключением. Уже с середины мая 1945 г. в ЦК ВКП(б) регулярно поступали сообщения, что рабочие самовольно покидают предприятия «по мотивам окончания войны». Органы госбезопасности перлюстрировали письма, составляли сводки для руководства страны. Рабочие писали родственникам и друзьям о низких зарплатах (не более 400 руб.), отсутствии одежды, обуви, бегстве в родные места. В ответ волнения рабочих Урала и Сибири на это 4 августа 1945 г. Секретариат ЦК ВКП(б) принял постановление «О мероприятиях по улучшению массово-политической работы и материально-бытового обслуживания рабочих заводов №22, 174 и 179». В постановлении упоминались заводы Казани, Омска и Новосибирска.

На омский завод №174 были командированы представители ряда министерств и профсоюзов. Итогом работы комиссии стала записка для ЦК ВКП(б). В ней отмечалось, что на заводе № 174 из общего количества работающих 12385 человек 96% эвакуированных и мобилизованных из Ленинграда, Ворошиловграда, Сталинграда и других городов. Значительная часть этих работников «стремится вернуться к своим семьям, сохранить свои дома, имущество, сменить климатические условия по состоянию здоровья».

Приводимые факты рисуют весьма мрачную картину бытовых условий рабочих. 8594 работающих с семьями были расселены в частных домах, в порядке уплотнения. Около 3 тыс. рабочих жило в общежитиях и землянках на 2-х ярусных койках, где на одного человека приходится 1,52 кв.м, жилой площади. Строительство жилых домов проводилось «исключительно плохо». За 1943-1945 гг. вместо 24 тыс. кв.м, жилой площади было построено только 9 тыс. кв.м..

Дома и общежития были не благоустроены и не приспособлены к зимним сибирским условиям. В рабочих поселках многие дома не имели электричества и воду. Зимой 1945 г. общежития и дома отапливались с большими перебоями. Рабочие вынуждены были покупать топливо по спекулятивным ценам на рынке. Неудовлетворительно было поставлено и медицинское обслуживание.

Рабочие и их семьи испытывали «исключительно острую нужду в одежде, обуви и белье». За 1945 г. на одного работающего в среднем было выдано швейных изделий 0,38 шт. и обуви 0,7 штуки. Из-за отсутствия обуви и одежды в 1945 г. не посещали школу около 1300 детей. «Некоторые рабочие обносились до того, что не могут показаться в общественных местах. У семейных рабочих нет обеденной и кухонной посуды, ложек, чашек, кружек, не хватает кроватей, стульев, умывальников и другого самого необходимого инвентаря. Продовольственные карточки отовариваются с большим опозданием и в большей части заменителями. Рабочие почти не получают мыло, соль и керосин».

При высоких удержаниях из зарплаты (вычитались не только налоги, но и займы. - С. С.), рабочим порой не хватало их заработка для оплаты питания в столовой, жилья, приобретения хлеба.

Резкой критике комиссией были подвергнуты и руководители завода, которые не принимали мер для улучшения бытовых условий работающих. Крайнее недовольство рабочих вызывал директор К. А. Задорожный. При недостатке одежды для рабочих директор и его сподручные проявляли «излишества». Например, в 1944-1945 гг. директор взял себе 255 метров шёлка и шерсти, 79 предметов белья и обуви, его заместители вели себя не лучше. Рабочие говорили: «мы живём в концлагере им. Задорожного».

Для оказания помощи заводу были приняты следующие меры: выдача ссуд рабочим и служащим; ремонт их квартир; увеличение строительства жилья и других социальных объектов; передача для расселения рабочих двух школ и клуба. Но проблема оставалось острой.

Самые проблемные кварталы (Сталинский, Куйбышевский и Будёновский посёлки), где жили рабочие военных заводов, оставались неблагоустроенной зоной и позднее. Так, даже в апреле 1950 г. в рабочем посёлке им. Куйбышева не было бани, клуба, библиотеки, кино. На многих улицах у жителей по-прежнему отсутствовало электричество и радио. Несмотря на завершение строительства водопровода, не хватало и воды, поскольку не были построены разводящие сети. Условия и на других заводах города (например, Сибзаводе) были не намного лучше.

Большие нарекания омичей вызывала работа банных предприятий. Во-первых, бани на окраинах работали из рук вон плохо, и омичи были вынуждены ездить в центр, что порождало очереди. Во-вторых, в банях периодически случались отключения воды, бывали перебои в поставках топлива и т.п. Эти «перебои» нередко превращались в правило. Исполком горсовета потребовал от сантреста улучшения работы бань. Председатели райисполкомов должны были лично контролировать выполнения данного решения. Позднее был создан трест банно-прачечного и парикмахерского хозяйства и ситуация с банями всё же стала несколько менялась к лучшему.

Торговля. В первые месяцы после войны многие товары продавались по карточкам или ордерам. Затем карточки стали сосуществовать со свободной торговлей: некоторые товары появились в продаже по повышенным ценам (не всем они были по карману). Большую роль в улучшении продовольственного снабжения омичей во второй половине 1940-х гг. играли подсобные хозяйства заводов, многие из которых создавались ещё в годы войны. Эго позволило несколько улучшить снабжение рабочих овощами, картофелем, в меньшей степени продукцией животноводства.

Торговля Омска в течение многих лет плохо удовлетворяла потребности жителей города. Помимо недостатков в организации торговли руководители города обращали внимание и на неудовлетворительную работу местной и кооперативной промышленности. Например, железных кроватей выпускалось 17% от плана, мебели - 25%, хозяйственных верёвок - 39% и т.п. Принимались серьёзные меры для расширения сети магазинов, чайных, закусочных и ресторанов.

Омские власти систематически пытались улучшить торговый ассортимент. 20 февраля 1946 г. в областной газете появилась статья заместителя завотделом торговли обкома ВКП(б) К. Г. Дороговой. В ней резкой критике была подвергнута работа многих омских предприятий и качество производимой продукции. К примеру, мужское полупальто из «омского шевиота» с воротником из искусственного меха стоило 236 руб. и оценивалось как «очень неприглядное на вид и дорогое по цене». «Костюмы шились только военного образца - гимнастёрка и брюки галифе, дамское платье монотонных незатейливых фасонов и такой же ткани. Верхней детской одежды очень мало, а детское бельё не шьётся вовсе». По-прежнему выпускались в основном брезентовые ботинки и кирзовые сапоги. Детской кожаной обуви вообще не выпускали.

Отдельно К. Г. Дорогова остановилась на работе пищевой промышленности. Далее следовала серия возмущённых вопросов: «Почему макароны нашей фабрики можно хранить только в замороженном состоянии, а, оттаяв, они превращаются в тесто?» «Почему хлеб выпекается иногда плохого качества?» Бракованных товаров было много. Виновные в выпуске недоброкачественной продукции должны были привлекаться к уголовной ответственности, но нередко дело спускали «на тормозах».

Большой проблемой для омичей было приобретение мебели. Многие омичи покупали мебель в комиссионных магазинах. Проблема снабжения омичей мебелью обсуждалось и в газетах и в партийных органах. В 1949 г. в Омске было выпущено 49800 единиц мебели, в том числе 1130 шкафов, 1100 диванов, но в торговую сеть поступило ничтожное количество (всего 18 шкафов и диванов, 614 стульев), т.к. почти вся мебель была продана предприятиям и организациям. Чрезвычайно был ограничен и ассортимент. Почти не производилась корпусная мебель (шифоньеры, шкафы, комоды). Признавалось и низкое качество мебели. В апреле 1950 г. рассматривал обком партии поставил задачу увеличить производство мебели в 1950 г. по сравнению с 1949 г. не менее чем в 1,5 раза, а в 1951 г. - в 3-4 раза. Возможности такого увеличения виделись в применении поточного метода, механизации.

Снижение цен, которые происходили в этот период ежегодно, омичи встречали с радостью. И газеты сообщали об этом на первых полосах. Приводились примеры реальной экономии. Домохозяйка М. Г. Ястеребова, жена токаря завода им. Ворошилова подсчитала, что снижение цен в марте 1949 г. даст семье экономию только на хлебе 23 руб., на крупе, жирах и мясе - ещё 40 руб.

Начиная с 1948 г. заметно расширяется торговая сеть города. Только за первые 9 месяцев этого года было открыто 56 магазинов, 66 ларьков, 150 буфетов и закусочных, открыт ряд фирменных магазинов. Но, несмотря на меры по исправлению ситуации в торговле, в указанный период омичи постоянно сталкивались с очередями и дефицитом самого необходимого. На заседании горсовета даже в 1948 г. отмечалось нехватка в магазинах соли, мяса, колбасных изделий, рыбы и ... водки.

Таким образом, в 1946-1953 гг. повседневная жизнь омичей сопровождалось серьёзными проблемами. Жители Омска сталкивались с нехваткой необходимых товаров и услуг, невысоким их качеством. Порой не хватало самого необходимого, даже воды, хотя строительство Большого водопровода многие вопросы сняло. Плохо работал транспорт, не во всех районах было электричество и радио. Тем не менее, город развивался и многие проблемы, постепенно решались. Некоторые успехи были достигнуты в конце 1940-х гг. в озеленении города, но «городом-садом» Омск стал лишь в годы «оттепели». Безусловно, изучение сложнейшего и противоречивого периода нашей исории должно быть продолжено.