Вісник - Випуск 41 - 2009

Проблема объединения денежных систем и введения единой валюты Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства

Проблема об'єднання грошових систем і запровадження єдиної валюти Російської Федерації та Республіки Білорусь в межах Союзної держави. В статті зроблено аналіз офіційних позицій Росії і Білорусії з питання введення російського рубля на території Білорусії, а також причин затримки введення єдиної валюти. На думку автора, провал російсько-білоруського проекту валютного об'єднання необхідно шукати не тільки в економічній, а й в політичній площині - у відсутності узгодженої політичної волі обох сторін.

Ключові слова: Росія, Білорусія, валютний союз 

Последние десятилетия ознаменовались существенным ростом интереса различных стран мира к процессам экономической и валютной интеграции. Таможенные союзы и многосторонние торговые соглашения, либерализация валютных и финансовых рынков - далеко не полный перечень интеграционных процессов, протекающих в мире. На этом фоне наблюдается повышенное внимание к проблемам намерений и их реализации, успехов и неудач в сближении между Россией и Беларусью.

Актуальность данного вопроса состоит еще и в том, что, несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению различных аспектов, связанных с объединительными процессами между РФ и РБ, в российской и белоруссой историографии нет специальных работ по данному вопросу. Объясняется это, прежде всего, новизной проблемы и незавершенностью интеграционного процесса Беларуси и России.

Статья охватывает период с 1994 года, когда впервые председатель Совета министров Белоруссии В. Кебич выдвинул идею объединения денежных систем России и Белоруссии и сделал попытку реализации этой идеи. И до 2003 г., когда состоялось заседание белорусско- российской рабочей группы по подготовке предложений об образовании единого эмиссионного центра Союзного государства.

Проблема создания Союзного государства привлекла большое внимание историков, политиков и экономистов. Особый интерес представляет коллективная работа белорусских исследователей „Беларусь и Россия: Организационно-правовые основы интеграции. В ней на основе научного исследования нормативных документов, принятых в рамках Сообщества, Союза Беларуси и России, Договора об образовании Союзного государства и иных нормативно-правовых актов Союзного государства раскрываются правовые аспекты развития интеграционных процессов. Однако авторы не раскрывают причин затягивания этого процесса.

В монографии М. В. Мясниковича посвящена отдельная глава вопросу введения рубля РФ в качестве единственного платежного средства на территории Республики Беларусь. Автор анализирует экономические причины торможения введения единой денежной единицы на территории двух государств. Однако для определения причины затягивания решения этого вопроса необходимо комплексно проанализировать как экономическую, так и политическую составляющую данного вопроса.

Анализируя литературу по данной теме, можно отметить лишь отдельные статьи, посвященные некоторым аспектам проблемы. Так, в статьях В. Снапковского, Д. Машара, А. Терещенко, В. Гаврилова поднимается вопрос о возможных потерях в основном Республикой Беларусь в случае объединения денежных систем.

Статьи Калиновской Т. и Шуйского Н. освещают как положительные так и отрицательные стороны данного процесса для обоих государств.

В данной статье также были использованы Интернет-ресурсы, в частности, материалы официального сайта Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

Опубликованные статьи полностью не раскрыли причины трудностей и возможные последствия объединения денежных систем, а общие работы, посвященные различным аспектам построения особых отношений между Россией и Белоруссией, лишь частично затрагивают исследуемый вопрос.

Цель данной статьи - проанализировать как реализовалась статья 22 третьего раздела Договора о создании союзного государства о поэтапном введении единой денежной единицы (валюты), проанализировать официальную позицию России и Беларуси по вопросу введения российского рубля на территории Беларуси, выявить причины торможения этого процесса.

В двустороннем стремлении к объединению России и Белоруссии во главу угла ставится создание единого экономического пространства. После подписания „Договора о создании Союзного государства” встал вопрос о более тесном экономическом сотрудничестве, а значит и вопрос об объединении денежных систем. Переход к использованию российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства предусмотрен „Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства” и „Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы”.

Введение единой валюты Союзного государства относится к наиболее дискутируемым вопросам этого процесса. Беларусь в 1999 г., соглашаясь на введение в качестве союзной валюты российского рубля, не скрывала, что идет на этот шаг в интересах скорейшего объединения двух стран. Эта мера носила временный характер, а в дальнейшем должна быть введена в обращение союзная валюта, которая будет нести в себе отличительные черты нового белорусско-российского государства или более широкого союза. Только в таком случае будет достигнуто равенство субъектов в союзе, не будут подвергнуты унижению национальные чувства белорусского народа.

Уже несколько лет, начиная с 1996 г., когда был подписан договор об образовании Сообщества, власти России и Беларуси пытаются реализовать идею создания единой валюты. Однако пока она остается всего лишь проектом. Причину отсутствия результата необходимо искать не только в экономической, но и в политической плоскости. Чтобы показать это, стоит начать с изложения позиций сторон.

С самого начала Россия считала, что единым эмиссионным центром должен стать Центробанк РФ. Следовательно, монетарная политика должна быть его прерогативой. Россия была не согласна на создание наднациональных финансовых органов и на равноправный союз из-за несопоставимости двух экономик, а также выступала против компенсации потерь белорусской экономики, связанных с введением российского рубля на ее территории. Правда, РФ готова была выделить ей стабилизационные кредиты. Россия предполагала пойти на создание единого государства на основе российской конституции. В этом случае из политического объединения логично вытекало бы объединение денежных систем.

Беларусь выступала за равноправный союз с сохранением суверенитетов обеих стран при создании наднациональных союзных органов. Применительно к валютной интеграции это означает равный статус Национального банка Беларуси и ЦБ РФ с делегированием функций единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному совету. Беларусь считает, что введению единой валюты должны предшествовать подписание Конституционного акта, создание единого экономического и таможенного пространства, равных условий для предприятий и граждан двух стран. Кроме того, Беларусь заявляет о компенсации, связанной с введением российского рубля на ее территории Принципиальная несовместимость позиций сторон очевидна.

Примечательно мнение начальника отдела валютного анализа и прогнозирования Национального банка РБ В. Гаврилова: «Все проблемы СНГ четко видны на примере России и Беларуси. Казалось бы, воля народов подталкивает две страны объединяться. Но когда доходит до конкретных деталей, например, общей валюты, возникают проблемы. На Россию приходится до 90% экономического потенциала двух стран, а белорусская элита хочет иметь право регулировать эмиссию. Ясно, что Беларусь должна уступить, должен быть единый эмиссионный центр, центральный банк, в свою очередь независимый от исполнительной власти и президентов двух стран. Но компромисса пока нет».

Безусловно, переход на российский рубль в Беларуси прежде всего сопряжен с техническими расходами по введению новой денежной единицы: переоценкой активов и пассивов в российскую валюту, заменой белорусских банкнот на российские, проведением разного рода программ по психологической адаптации населения и др. Эти расходы должны нести обе стороны, причем соразмерно их экономическим масштабам. Это означало проведение своего рода денежной реформы. Снижение налогов до уровня российских привело бы к снижению доходов государственного бюджета Беларуси. В случае отказа белорусского правительства от снижения налогов, это привело бы к оттоку капитала из Беларуси в Россию, где бизнес находился в более благоприятных условиях. Все это могло привести Беларусь к кризису экономики, росту безработицы и другим негативным последствиям. В результате ее власти вынуждены были бы начать экономические реформы: разгосударствление, приватизацию, привлечение прямых иностранных инвестиций, при создании благоприятного экономического режима для них. Таким образом, лишение белорусского государства доступа к печатному станку при введенном российском рубле могло вызвать банкротство белорусской экономики Поэтому Беларусь и выдвинула условие компенсации данных потерь. Но и позиция России объяснима: она не обязана была возмещать издержки сложившегося белорусского экономического курса, тем более, что Беларусь упорно настаивала на его сохранении.

Третья причина затягивания данного процесса - это то, что валютная интеграция всегда подразумевает потерю экономического и частично политического суверенитета государства, в данном случае Республики Беларусь. Оно теряет независимость монетарной (из-за жесткой фиксации или введения единой валюты) и налоговобюджетной политики (из-за ограничений дефицита госбюджета, возможного внедрения системы бюджетного федерализма, налоговой интеграции).

С другой стороны, экономические агенты интегрирующихся стран обретают больше свободы и возможностей, т.к. исчезают внешнеэкономические барьеры на пути движения товаров, капиталов, людских потоков, а валютная интеграция создает для них единое ценовое пространство, и рынок становится действительно единым. В результате валютного союза двух стран утрата суверенитета коснулась бы лишь Беларуси. Ее влияние на принятие макроэкономических решений единого валютного пространства свелось бы к нулю. Стратегически это означало бы смену белорусского экономического курса (условно социалистического) на российский вариант (условно капиталистический). Беларусь стала бы фактически 90-м субъектом Российской Федерации.

Готова ли была Беларусь, к столь серьезному повороту событий? Жизнь показала - нет. И озабоченность белорусской элиты понятна. В частности, из-за существенных изъянов российской экономической модели - института олигархии и политики минимального государственного финансирования социальной сферы - Беларусь выступает против очень тесного экономического союза с Россией (не говоря уже о политическом объединении), в т.ч. против введения российского рубля, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Неудачи с введением российского рубля на территории Беларуси, были вызваны различием экономических систем двух стран. Между экономическими системами России и Беларуси существуют значительные различия. Суть этих различий состоит в том, что Беларусь в значительно большей мере чем Россия сохранила черты прежней экономической системы, то есть в существенно меньшей мере пошла по пути либерализации экономики и соответственно обеспечила значительно более высокую роль государства в управлении хозяйственными процессами. Это проявляется, прежде всего, в качественно более значительном месте государственного сектора в структуре белорусской экономики. Россия, в отличие от Беларуси, форсированно осуществляла процессы приватизации. Совершенно понятно, что российско-белорусский валютный союз означал бы для Беларуси смену экономического курса на 180 градусов и частичную утрату экономического суверенитета. Россия же при этом ничего не теряла. Беларусь сделала консервативный выбор: она не захотела такой смены экономического курса и отказалась от российского рубля.

При оценке экономических предпосылок к созданию валютного союза среди негативных факторов, как для России, так и для Белоруссии чаще всего указываются следующие: невозможность посредством курса влиять на уровень заработной платы и внутренних цен, недостаточное развитие рынка капиталов, различия в бюджетной политике, асимметричность монетарных систем, различный уровень существующей и прогнозируемой инфляции и др.

Различаются бюджетная политика и структура доходов и расходов бюджетов. Ставки основных налогов (НДС) существенно не разнятся, но количество налогов, подакцизных товаров, а также налоговых льгот и освобождений в Беларуси гораздо больше, чем в России. В структуре бюджетных расходов республики более значительна доля расходов на социальную сферу и на поддержку отраслей народного хозяйства. Председатель наблюдательного совета Инвестиционной - группы "Ренессанс Капитал" А. Шохин в интервью газете «Известия» по этому поводу отмечал, что Россия и Беларусь -переходят к денежной единой системе, не создав того фундамента, который создавали страны, прошедшие по этому пути, в частности, эффективного таможенного союза и других механизмов экономического взаимодействия”.

Действительно, различия в экономических механизмах сводят на нет попытки объединения денежных систем России и Беларуси, которые предпринимаются с 1994 г., когда было подписано соответствующее соглашение, оставшееся не реализованным. В связи с этим первостепенной задачей выступает создание зоны свободной торговли, которая позволит подготовить необходимую базу. Требования по созданию валютного союза могут послужить дополнительным стимулом, способным побудить правительство Беларуси либерализовать экономику и ограничить вмешательство государства.

По мнению бывшего председателя правления Нацбанка РБ С. Богданкевич —Беларусь должна, пока не поздно, отказаться от идеи введения российского рубля как не соответствующей национальным интересам”. —В этом шаге для страны нет ни политической, ни экономической выгоды, а только финансовые и иные риски”.

Заместитель директора исследовательского центра Института приватизации и менеджмента РБ И. Точицкая представила исследование центра —Монетарные союзы: критерии целесообразности”, вывод которого гласил, что потеря —монетарного суверенитета” Беларуси не будет в достаточной степени компенсирована положительным экономическим эффектом от интеграции с Россией.

По мнению экспертов Нацбанка Беларуси, валютный союз может стать стимулом не только для выравнивания экономических условий хозяйствования двух стран, но и для реформирования белорусской экономики в целом. При этом страна сможет сэкономить на издержках проведения жесткой денежно-кредитной политики, за которую обычно приходится немало платить в период реформирования.

Российский министр финансов А. Кудрина отметил - —н у Белоруссии, ни у России никаких особых прямых убытков от интеграции валют нет и не может быть”, а заместитель директора Центра политконъюнктуры К. Симонов считает, что —введение единой валюты станет тем мощным экономическим стимулом, способным подтолкнуть интеграцию между Россией и Белоруссией”.

Очевидно, что, вступая в валютный союз, Россия ничем не рискует. Российская экономика во много раз превосходит экономику Беларуси, и представляется маловероятным, что распространение —ублевой зоны” на Беларусь окажет существенное влияние на Россию. В действительности единственная опасность для России возникнет в том случае, если новые институциональные механизмы определения денежно-кредитной политики приведут к подрыву независимости Центрального банка Российской Федерации. Без должной подготовки риски для Беларуси будут более существенными. Необходимо более тщательно рассмотреть доводы против перехода на использование российского рубля в качестве единого платежного средства Союзного государства на переходном этапе.

Следующим риском для Беларуси является опасение того, что белорусская промышленность столкнется с возросшим конкурентным давлением, вызванным более высокой стоимостью валюты (эта проблема известна под названием —голландская болезнь”). Хотя это не обязательно должно стать серьезной проблемой. В конечном счете конкурентное давление окажет благотворное влияние на промышленность России, но проблема может оказаться весьма болезненной для Беларуси. В то же время переход на более крепкую и стабильную валюту будет побуждать белорусские предприятия к повышению эффективности производства и конкурентоспособности их товаров.

По мнению ученого секретаря Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Д. Кувалина, при наличии общей расчетной валюты —российским и белорусским предприятиям будет гораздо проще отслеживать эффективность своих торговых операций на территории друг друга”.

Из этого следует, что при введении общей валюты двух стран в Беларуси не произойдет заметного повышения внутренних цен и ухудшения условий ценовой конкурентноспособности белорусских товаров.

На пути экономической интеграции России и Белоруссии встречаются значительные сложности. Сохраняется неопределенность по принципиальному вопросу - введению в намеченные сроки российского рубля в качестве единого платежного средства Союзного государства. Одобренный правительствами и национальными банками двух стран проект соглашения о единой валюте не реализован, его введение в действие постоянно откладывается и обрастает дополнительными условиями: подготовкой проекта Конституционного Акта, созданием двух эмиссионных центров и выплатой Белоруссии компенсации за ее возможные финансовые потери. Основная причина трудностей в белорусско-российских переговорах по единой валюте заключается в несоответствии скоростей политического строительства союзного государства и финансово-экономического сближения обеих стран. Несомненно, риски для экономики Беларуси велики - утрата независимости в монетарной, фискальной, курсовой политике, уменьшение поступлений в бюджет, рост инфляции и безработицы, однако их можно минимизировать. Здесь приходится преодолевать как объективные, так и субъективные трудности. В тоже время введение единой денежной единицы является залогом экономического объединения двух стран. Только полное устранение всех барьеров в экономических взаимоотношениях двух стран способно существенно повысить уровень их сотрудничества во всех областях.